Почему кресла в Татарском театре оперы и балета обили «авиационным» бархатом, как звали первую татарскую профессиональную балерину, и когда прозвучала первая татарская опера, узнал «АиФ Казань»
Итальянцы в Казани и «Жизнь за царя»
Серые предрассветные сумерки, длинная очередь у хлебного магазина, колонна пленных немцев, идущих по проезжей части в сопровождении часовых – так выглядела в послевоенные годы одна из центральных улиц Казани - Чернышевского (сейчас ул. Кремлевская – прим. авт.).
Каждое утро по этой улице вели на площадь Свободы пленных немцев. Они работали на строительстве Татарского театра оперы и балета, начавшемся ещё до войны. Театр открыли через 11 лет после Победы - осенью 1956 года. Премьерными спектаклями стали опера Назиба Жиганова «Алтынчеч» и балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского.
Но история оперного искусства началась в Казани гораздо раньше - в конце XVII века. Первым театральным представлением, поставленным в Казани, считается духовная мистерия «Пещное дество», исполненная при кафедральном соборе. Общедоступные театральные представления начались в XVIII веке. В 1759 году в театре первой мужской гимназии представили первый светский спектакль «Школа мужей» по пьесе Мольера. Там, в специально оборудованном для представлений зале на 400 мест, шли и драматические, и оперные спектакли.
Первое в Казани здание театра - деревянное на каменном фундаменте - построил в начале XIX века помещик Павел Есипов. В нем играли крепостные актеры.
Есипов, благодаря которому, как писал Сергей Аксаков, «Казань имела замечательный театр тогда, когда губернских театров, и то весьма плохих, в целой России было очень мало», скоро разорился. А в 1815 году в Казани случился грандиозный пожар, уничтоживший полгорода, спектакли прекратились, труппа разъехалась, театр разобрали.
Однако власти добились строительства в Казани нового театрального здания. Его возвели из красного кирпича - на месте нынешнего сквера на площади Свободы. Именно в этом театре казанцы впервые услышали итальянское оперное пение. Храм искусств открылся в январе 1851 года гастролями итальянской труппы во главе с Амалией Корбари. Первая постоянная оперная труппа появилась в Казани в 1874 году. Ее первым спектаклем стала «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Наряду с оперными спектаклями в здании театра шли и драматические постановки, и оперетта. В то время в провинции постоянная опера действовала только в Киеве.
В ночь на 4 декабря 1874 года здание театра сгорело. На следующий год оно было восстановлено. В 1919 году случился новый пожар, после которого восстанавливать театр не стали.
Аншлаги в Красноармейском дворце
Собственного здания у казанской оперы не было и после революции. Артисты разных жанров выступали на одной сцене в здании так называемого Красноармейского дворца (сейчас – Тинчуринский театр – Прим. авт.). Поочередно шли опера, драма и балет. В 1925 году в Казани впервые прозвучала первая опера на татарском языке «Сания», написанная Султаном Габяши, Газизом Альмухаметовым и Василием Виноградовым.
Через 9 лет Совнарком ТАССР принял постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра. Кадры для него готовили в специально созданной при Московской консерватории Татарской оперной студии. Началось и строительство театрального здания. В архивах сохранилось постановление Совнаркома ТАССР от 9 октября 1935 года, где сказано, под строительство театра определена территория, занимаемая заводом «Пишмаш», а также находящегося за ним сада и участок бывшего Бассейного базара «с расположением главного фасада театра на площадь Свободы».
«В те времена проектированием театральных зданий занимался специальный Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий (Гипротеатр), - говорит старейший работник Татарского театра оперы и балета, заведующая музеем театра Рамзия Такташ. - В Казань приехал московский архитектор Николай Скворцов, проектировавший театральные здания. Но закончить строительство ему не довелось. Он погиб на войне. После него строительство завершал выдающийся казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов. Ему приходилось от многого отказываться потому, что в послевоенное время не было средств осуществить проект, задуманный Скворцовым. Поэтому балясины, например, были деревянные, а не мраморные, паркет не наборный, не цветной, как сейчас.
Свой первый сезон 1956 - 1957 годов театр открыл двумя премьерами - оперой Назиба Жиганова «Алтынчеч», 29 сентября и балетом «Лебединое озеро» 31 октября.
Одетта-Одиллия, Сююмбике и Шурале
Новый театр открывали режиссер Нияз Даутов и балетмейстер Нинель Юлтыева. Нинель Даутовна исполнила в премьерном спектакле главную партию Одетты-Одиллии.
Первой профессиональной татарской балериной была Анна Фёдоровна Гацулина. Она работала в театре с 1939 года до ухода на пенсию. Была прима-балериной. Современники говорят, что Юлтыева и Гацулина были соперницами. Но антагонизма в их отношениях никогда не было. Во всяком случае, историй, когда в балетные туфли подсыпали битые стёкла, в Казани не случалось.
«Когда театр в 1957 году поехал на гастроли в Москву, Анна Федоровна танцевала Сююмбике в «Шурале», - вспоминает Рамзия Такташ. - Она в этом балете блистала с самого начала – с 1945 года. Гацулина была уникальным человеком – встала на пуанты в 29 лет. Танцевала в Казани с 1935 года в составе бригады, прикомандированной к передвижному театру. Она объездила все сельские районы. Анна Федоровна относилась к театру с огромной любовью, всех, кто здесь работал, обожала. До последнего приходила на все премьеры. Мы были у нее дома на всех ее днях рождения. И в последний путь провожали её тоже мы – в 2004 году».
Первым профессиональным татарским танцовщиком считается Бари Ахтямов – партнер Анны Гацулиной. «Возможно, ему не хватало техники, но он брал пластичностью, образностью, - писала о Бари Нинель Юлтыева. – Кстати, до занятий хореографией он работал в Казани ломовым извозчиком. Будучи уже взрослым человеком, Бари Ахтямов поступил в Московское хореографическое училище. Работавший с ним Леонид Якобсон говорил, что лучшего Шурале он за всю жизнь не встречал ни в Ленинграде, ни в Москве».
Любопытно
- В 1941 году название «Татарский государственный оперный театр» изменили на «Татарский государственный театр оперы и балета».
- В 1956 году театру присвоили имя Героя Советского Союза, поэта Мусы Джалиля, работавшего в театре до войны заведующим литературной частью. В этот же год состоялась премьера первого татарского балета «Шурале» Фарида Яруллина.
- Первой татаркой, получившей высшее музыкальное образование в Москве, в консерватории была певица Зюгра Байрашева. Впоследствии она стала профессором Казанской консерватории.