«Чудесная девочка вырастет»
Нинель Даутовна не дожила до своего 90-летия, её не стало в ноябре 2014 года. Она была человеком трудной судьбы и в то же время удивительно счастливой. «Я – одинокий волк по натуре, счастлива только в профессии», - говорила Нинель Даутовна. Любимая профессия помогла ей пережить смерть сына, дала силы идти дальше.
Много лет Юлтыева дружила с Аркадием Райкиным, Юрием Григоровичем, Борисом Эйфманом. Всю жизнь не теряла связи с семьей актера Николая Караченцова. Его мама - балетмейстер Янина Брунак работала в Казани, поставила спектакль «Шурале», партию Сююмбике в котором танцевала Нинель Юлтыева.
Стать артисткой ей было написано на роду. Дочь Даута Юлтыя, известного журналиста, одного из организаторов Башкирского государственного театра драмы, появилась на свет раньше срока - семимесячной. Была такой слабенькой, что даже плакать не могла.
Бабушка только вздыхала и тихо приговаривала: «Шайтан подменил. Умрит эта девочка, умрит…»
Мама делала вид, что не слышит эти причитания, но однажды их услышала врач, приходившая к ним домой. «Ну что вы, апа, - сказала она. – Еще как выживет. Да такая чудесная девочка вырастет, вот посмотрите, еще артисткой станет…».
Дочь врага народа
Нинель – это имя ей дали в честь вождя мирового пролетариата – начала танцевать в 9 лет. У хрупкой на вид девочки были хорошие данные: большой прыжок, музыкальность. В 1934 году в Ленинградском хореографическом училище открылось национальное отделение. Нинель попала во второй набор – в 1935 году. Проучившись год, приехала домой в Уфу, но попасть обратно в Ленинград оказалось непросто. Её привычный любимый мир, семья – все было разрушено в один миг.
«Однажды ночью за отцом пришли, - вспоминала Нинель Даутовна. - Папа молча собрался, поцеловал нас, и его увели. Никогда больше мы папу не видели». Когда Нинель нужно было возвращаться в училище, мама проводила ее на вокзал. Но сесть в поезд вместе с другими ребятами девочке не пришлось. «Нас уже пересчитали по головам и построили, когда ко мне вдруг подошел незнакомый человек, отвел в сторону и сказал, что я никуда не поеду, не имею права ехать со всеми в Ленинград. Он так и сказал: «Ты не имеешь права…». Все уехали, а я так и осталась на перроне с чемоданчиком в руках». Отца Нинель расстреляли, маму на 10 лет отправили в лагеря. В 12 лет дона осталась одна, но ненависти и злобы в ее душе не было.
Выше обид и интриг
Когда Юлтыеву пригласили на работу в Каир, там шла борьба за место главного балетмейстера Каирской балетной компании. Нинель Даутовна на все вопросы отвечала так: «Вы меня не трогайте, я приехала сюда работать впервые, и ни за кого голосовать не буду». После того, как все интриги разрешились, ей объявили: «С сегодняшнего дня вы - худрук Каирской балетной компании».
Под ее руководством Каирская труппа впервые отправилась на зарубежные гастроли. Выступления в Сирии, Югославии, Болгарии, Японии принесли молодому египетскому балету успех и признание. Юлтыева преподавала в Каирском Высшем балетном институте в Египте. А затем ее пригласили на должность балетмейстера Каракасского театра в Венесуэле. На память о работе в этой стране ученики подарили Нинель Даутовне золотой медальон с гравировкой «Spasibo».
Театр имени Джалиля
«Мало кто знает, что именно мой отец напечатал первые стихи Мусы Джалиля, - рассказывала Нинель Даутовна. - Это было в 1919 году. В редакцию оренбургской газеты «Красная звезда» пришли два мальчика: «Дядя редактор, послушай моего брата!» Ребенок встал на табуретку и очень здорово прочитал стихи. Его звали Муса Залилов».
Судьбы Джалиля и семьи Даута Юлтыя вновь пересеклись в 1956 году. Новому театру оперы и балета, построенному в Казани, было присвоено имя поэта. Его открывали в Казани режиссер Нияз Даутов и балетмейстер Нинель Юлтыева.
В Казань Нинель Даутовна приехала в 1946 году по приглашению Назиба Жиганова. Она стала постановщиком балета «Лебединое озеро» и исполнителем заглавной партии в «Лебедином».
«Это было 31 октября 1956 года, - вспоминала Нинель Даутовна. - Открывали театр оперой «Алтынчеч» и балетом «Лебединое озеро». Я сама ставила этот балет и сама же танцевала Одетту-Одиллию. К открытию нового театра привезла целую группу выпускников Вагановского училища».
Нинель Даутовна дружила с мамой актера Николая Караченцeва Яниной Брунак, работавшей в Казани. Юлтыева считала Янину автором одной из лучших постановок балета «Шурале». Янина Брунак была выпускницей ГИТИСа. Этот спектакль был ее дипломной работой. «Мы сразу подружились с Яниной Евгеньевной, - вспоминала она. - У нее тоже был маленький сынишка Коля. В Москве они жили в Армянском переулке, у них была комната в коммуналке. Жили они трудно, особенно после развода Брунак с мужем. И чтобы заработать немного денег, Янина Евгеньевна поехала в Монголию, работала там балетмейстером-постановщиком в музыкальном театре Улан-Батора. Она писала мне оттуда и в каждом письме тревожилась о сыне, который на время ее отсутствия жил в интернате…
Николай Караченцeв, которого я нежно люблю, так и остался для меня на всю жизнь живым, шустрым мальчиком Колей. Хотя у него уже родилась внучка. В память о прабабушке ей дали имя Янина…»
Талисман от Райкина
В 60-е годы у своих друзей, работавших в Ленинградском театре миниатюр, Нинель Даутовна познакомилась с Аркадием Райкиным и его женой. «Однажды они пригласили меня в гости на мясо по-татарски с соусом из брусники, - вспоминала Юлтыева. – Я была заинтригована, потому что никогда не слышала о таком татарском блюде. Но оказалось, что соус из брусники – фирменное блюдо их домработницы а она была татаркой. Поэтому Райкин и называл его «мясо по-татарски».
Тогда же я познакомилась с его сыном. Котя увлекался пантомимой, и Аркадий Исаакович не знал, как к этому относиться. Вот и попросил меня, чтобы я посмотрела и сказала свое слово как специалист. Но Костя застеснялся и не стал ничего показывать…»
А потом Ленинградский театр миниатюр приехал на гастроли в Казань. В первый же день Райкины пришли к Нинель Даутовне в гости. На прощанье они подарили ей серебряное колье. «Это мой талисман, - говорила Юлтыева. – Сколько раз он мне помогал! И неудивительно, ведь эту вещь я получила из рук очень милых, добрых людей».
При подготовке материала использованы отрывки из книги Н. Юлтыевой «Адажио моей памяти».