Потому что тот человек, который сегодня будет вам рассказывать новости, и я – разные люди. Тот человек, который на экране, должен вызывать огромное доверие, быть абсолютно искренним, открытым… Я в жизни таким не являюсь. Это роль», - делится секретами Роман Ерыгин, единственный в республике действующий актер, ведущий ежедневную передачу на телевидении.
Учитесь фильтровать
- Роман Владимирович, какие новости интересны лично вам?
- До 2006 года я новости не смотрел. А когда стал иметь к ним отношение, меня заинтересовала, прежде всего, технология - как новости сделаны. А вообще все те, кто с кем я давно знаком, знают, что я страстный спортивный болельщик, поэтому меня интересуют в первую очередь все спортивные новости.
- Что такое современное телевидение? Окно в другую реальность?
- Театр – это точно другая реальность. И актёры, которые долго работают там, - это люди, которые хотят от реальности убежать, потому что большую часть времени они живут в придуманном, ненастоящем мире. Телевидение - это окно в мир. Вот говорят: телевизор отупляет. Мне кажется, нет. Просто не нужно становиться его рабом, и он будет хорошим помощником – носителем большого количества информации. Надо правильно её фильтровать и понимать, где она подправлена политическим карандашиком.
- Вы всегда чувствуете, где именно поработал политический карандашик?
- Зачастую это делают очень талантливые люди и так тонко, что не заметишь. Вот спортивную информацию подправить трудно, поэтому, может быть, она практически всегда объективна.
Без венца
- Чем, на ваш взгляд, зритель в театре отличается от зрителя ТВ-программ?
- Телевизионный зритель хочет видеть что-то очень острое и злое. Включил телевизор, а там с утра до ночи: «Власть мерзкая, чиновники - подонки, все остальные - воры и подлецы!». И тогда человек говорит: «Вот обличают и правильно делают! Я же вижу, как народ страдает. А кто виноват? Те, про кого телевизор говорит!». В театре всё наоборот. Ни в коем случае театральная публика не хочет напрягать душу. Когда человек говорит: «Хочу я отдохнуть – пойду в театр», это большая ошибка. Потому как в театре душа как раз должна трудиться - будь здоров!
Последняя премьера, в которой я занят – «Отелло». Поскольку у нас не академический театр, Отелло не намазан чёрной ваксой, и не в кринолинах выходит венецианская красавица Дездемона. Вся история обманутого доверия мавританского генерала происходит на фоне войны. Это история про военных моряков.
Ещё один обожаемый мной спектакль «Игроки». Не хочет публика идти на Гоголя, но когда попадает на эту постановку, очень нравится спектакль. Зато «Лекарь поневоле» - смешная, забавная ситуация принимается с большим удовольствием, главное - читает публика «комедия» и с удовольствием идёт. Она не стремится включать душевные силы - хочет развлекаться в театре.
- Значит, зрителей в театрах становится меньше?
- В разных театрах по-разному. В некоторые и 30 лет назад с трудом загоняли публику, и сейчас такая же картина. А у нас, к примеру, был полный зал в тот вечер, когда Хаматова и Миронов прекрасно отыграли свой спектакль в Камаловском театре, и публика так же отдавала нам сердца, как блистательным московским актёрам.
Это в провинции, если на сцене заезжая «звезда», в зрительном зале обязательно – меха, брильянты, семейные пары с цветами. А в таком городе, как наш, одновременно происходит большое количество культурных мероприятий, и каждая площадка находит своего зрителя. Другое дело, что иногда он бывает случайный, и человек, который должен был быть в эту секунду в ночном клубе, сидит в зрительном зале. Не надо! Иначе пропустишь главное там, ничего не поймёшь здесь, да ещё и деньги зря потратишь.
- То есть Казань – не провинция?
- Ни в коем случае! Провинциальность – попытку продемонстрировать свою значимость - я иногда улавливаю, когда бываю в Москве. Москва – безусловная провинция по отношению, допустим, к Парижу или Амстердаму. И это сознание, что она по большому счёту находится на задворках Европы, Москва пытается компенсировать, демонстрируя свой «павлиний хвост» всей остальной России. В Казани этого нет. Хотя есть категория жителей, которая портит наш город. Они, узнав, что человек – венец природы, подумали, что это про них. «Ах, я венец природы? Так и буду себя вести», забыв, что человек – это не зоологический термин, им надо стать.
Добрый свет
- Что для вас ненормативная лексика на сцене?
- Это как обнажённое тело на сцене. Актриса на третьем плане плечо только показала, а уже неловко всем: её самой, зрителям, осветителям, билетёрам. А может быть спектакль, где практически нет одетых людей, но от него оторваться невозможно. Был такой спектакль «Винни Пух», поставленный режиссёром Погребничко в одном из московских театров, на 70% состоявший из ненормативной лексики, и я видел, как родители в третий и четвертый раз вели на него малышей. А иногда просто сленговое словцо появится, и опять всем неудобно... Если это бездарно и неубедительно, сразу вызывает отторжение. А если это искрометно, мило, тонко, вкусно - пусть будет!
- Как самому себя оценить не только на сцене – в жизни?
- Думать, слушать других, читать. Профессор Преображенский в «Собачьем сердце» говорит Шарикову: «Вы должны молчать и слушать, молчать и слушать, что вам говорят». Это путь! Тогда возникнет ощущение самоанализа. Поменьше думать, что ты хорош.
- Что делать, чтобы не впасть в крайность «все воры, негодяи», найти своё место в мире?
- Мне трудно об этом говорить: я убежал от реальности в театр и в нём живу. Это меня спасает. Как не впасть в крайность? Надо что-то себе найти: книги, любовь, заботу о детях, внуках... Вот человек всю неделю вкалывает как лошадь, зная, что в воскресенье пойдёт к заутрене. И вся неделя освещается для него пусть не очень ярким, но светом.
У меня есть товарищ, и я замечаю: у него как-то особенно светятся глаза. Что происходит, в чем дело? Он загибает пальцы: декабрь, январь, февраль, март, а там навигация и дача!!! Надо найти такую лазейку, пусть она будет придуманная, пусть немного искусственная, но отстраняться во что-то доброе надо.