Выставка, посвященная русскому импрессионисту Константину Коровину, открылась 2 ноября в Казани в Государственном музее изобразительных искусств.
Это второй проект Культурно-выставочного центра Русского музея, открывшегося весной этого года в Казани – на базе музея ИЗО выставкой работ Карла Брюллова. Сейчас в Казань прибыли уникальные полотна Константина Коровина.
Невероятная встреча
По словам директора музея ИЗО Розалии Нургалеевой, работа над экспозицией, посвященной Коровину, заняла год.
Она включает 50 работ мастера (среди них пять – из коллекции казанского музея), а также уникальные материалы эпохи начала XX века – экспонаты, посвященные Федору Шаляпину, Международной Парижской выставке 1900 года.
Руководителем отдела русского искусства на Парижской выставке был барон Эмиль Оскарович Визель. Оказалось, что в Казани живет его внук Андрей Оскарович Визель, химик по образованию и тоже художник. Сын Андрея Оскаровича - известный врач-пульмонолог Александр Визель, врач-года в Татарстане. Руководитель службы информации и коммуникации Русского музея Мария Дмитренко назвала встречу с потомком барона Визеля на открытии выставки в Казани невероятной.
«Мой дед Эмиль Визель был главным хранителем музея Академии художеств, - рассказал Андрей Оскарович. - В 1900 году он приехал в Париж в качестве представителя России для организации русского художественного отдела на международной выставке. Был в комиссии по созданию Русского музея, являлся членом худсовета Эрмитаж - Русский музей, представителем на 11 международных выставках».
Во время сталинских репрессий семью академика Визеля выслали в Казахстан. Эмиля Оскаровича вскоре оправдали, он вернулся в Ленинград. Через два года смягчили наказание семье сына, но жить в столицах не разрешили. Так Визели выбрали в качестве места жительства университетский город Казань.
От Парижа до Казани
Всемирной выставке в Париже 1900 года и «парижским» панно Коровина на выставке посвящен отдельный стенд. Это была итоговая выставка за XIX век. Страны-участницы демонстрировали на ней успехи в разных отраслях наук, хозяйства, в искусстве, в системе воспитания, в военном деле – в специализированных международных павильонах. Каждое государство имело национальный павильон.
У России, активно участвовавшей в 17 общих отделах выставки, по какой-то причине не было такого павильона. Она выстроила рядом с дворцом Трокадеро обширное здание Отдела окраин и павильон Кустарного отдела, который возвели по проекту Коровина. В Отделе окраин находились боле десятка залов с экспозициями Крайнего Севера, Сибири, Кавказа и Средней Азии. В этих залах экспонировались панно, созданные Коровиным и его помощником Н. Клодтом.
«В Парижской выставке принимал участие и Кузнецовский фарфоровый завод, - заметила Розалия Нургалеева. – Позже было выполнено 38 копий представленного заводом на выставке иконостаса. Один из них был уставлен в Казани – в часовне второй мужской гимназии на Булачной улице».
Шаляпин, Мамонтов и «Мир искусства»
Мария Дмитренко процитировала одного из современников мастера, который сказал, что «Коровину дано было видеть разлитую в мире красоту и она в тысячах бесчисленных брызг отразилась в его прославленных полотнах».
Это картины знаменитой северной темы, начатой в 1894 году. Художник причислял пейзажи сурового края к самым любимым своим работам. Коровин известен и как один из театральных реформаторов, крупнейший художник русского театра, декоратор. С 1884 года он создавал декорации для Частной оперы Саввы Мамонтова. А в 1899 году был принят в Большой театр.
Вращаясь в кругах артистической богемы, Коровин практически никогда не писал актеров в их сценическом облике, предпочитая обыденную обстановку, непосредственность в передаче характеров. Таков представленный на выставке ив Казани знаменитый портрет Шаляпина и одна из ранних работ художника - портрет Татьяны Любатович (1880 годы), солистки Частной оперы, основанной известным меценатом Саввой Мамонтовым.
Следы Коровина в Казани обнаружились и в фондах отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки КФУ. Среди них письма, написанные рваным почерком - когда художник уехал из России, его посещали мрачные мысли.
«На выставке представлены фото друга Коровина Федора Ивановича Шаляпина с автографами, - говорит заведующая отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки КФУ Эльмира Амирханова. –Уникальная визитная карточка Шаляпина. Опубликованная в 1914 году фотография кружка Мамонтова с художниками того времени, и среди них, в центре группы – молодой Коровин. Мы подготовили для выставки первые номера журнала «Мир искусства», потому что Коровин выиграл конкурс на эскиз лучшей обложки для этого журнала, и весь первый год журнал выходил именно с обложкой, созданной по эскизу художника».
Выставка продлится до 12 февраля 2017 года.