50 изображений живописи и графики можно увидеть на выставке «Карл Брюллов», открывшейся в музее ИЗО 19 марта.
Малые вещи великого художника
Выставка знаменовала собой открытие Культурно-Выставочного центра Русского музея в Казани. «Русский музей является методическим центром для 250 художественных музеев России и объединяет эти музеи своими программами, инновационными проектами. Мы являемся первыми, где был открыт этот центр и мы благодарны за это», - отметила на открытии директор музея ИЗО Розалия Нургалеева. Напомним, до этого в Казани уже прошло несколько выставок из собрания Русского музея – «Архип Куинджи», «Николай Рерих», «Зинаида Серебрякова», в свою очередь из Казани в Петербург отправились работы Николая Фешина, посвященные его 130-летию.
«Здесь представлены малые вещи, но мы будем привозить и большие вещи со временем, - отметил Владимир Гусев, директор Русского музея, говоря об экспозиции работ Карла Брюллова. - Но величие не определяется величиной. Обратите внимание на графику, многие вещи показываются впервые, у нас тоже большое собрание русской графики (это 200 тыс. единиц хранения). Каждый листочек - это шедевр. Рассматривайте их, получайте наслаждение, которое испытывал и сам художник».
В культурно-выставочном центре должна кипеть жизнь, отметил Гусев. В филиале планируется запустить программы арт-терапии, музейной педагогики, программы для людей с ограниченными возможностями.
Казанская тема
Кстати, по касательной в Казани проходит и «казанская тема»: на выставке представлены портреты архитектора Константина Тона и его жены Елены Ивановны, с которыми Брюллов был дружен. В Казани Тон спроектировал Губернаторский дворец в Казанском кремле (сейчас Президентский дворец) и он же является автором памятника Гавриилу Державину (уже не существующего), который был открыт в 1847, а разрушен в 1930-х. Сейчас в Казани копия памятника находится в Лядском саду.
Произведения Брюллова на выставке представляют все этапы творчества мастера. Это и академическая живопись, камерный и парадный портрет («Автопортрет», портрет императрицы Александры Федоровны, жены Николая I), исторический жанр (эскизы к полотнам «Последний день Помпеи», «Осада Пскова»), живопись «итальянского периода» его жизни , тема Востока, эскизы росписей храмов.
Эскизы
Самое значительное произведение, созданное Брюлловым – «Последний день Помпеи», в основе которого - трагедия римского города, погибшего при извержении Везувия (I век нашей эры). Более 6 лет художник работа над этим полотном, изучал раскопки древнего города. Казанцы могут увидеть на выставке первоначальный эскиз одноименной картины, выполненный маслом на картоне. Любопытно, что когда Карл Брюллов вернулся в Россию 1836 году после оглушительного успеха картины, то встретился с императором Николаем I, который поинтересовался, нет ли у художника желания написать масштабную картину, посвященную событиям отечественной истории. И даже предлагал тему «Взятие Казани», где можно было бы изобразить и Ивана Грозного. Но Брюллов отказался.
Еще один любопытный эскиз – «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием». Эта работа мастера так и осталась незаконченной.
В основе сюжета «Осады» - эпизод Ливонской войны Ивана Грозного. В 1581 году польское войско во главе с королем Стефаном Баторием вторглось в окрестности Пскова. Брюллов соверши поездку в Псков, чтобы увидеть место действия будущей картины, работа надо полотном продолжалась более 7 лет. Но работа так и не была окончена, Брюллов остался ею недоволен, называл «Досада Пскова». До конца жизни художника картина висела в мастерской, выполняя роль перегородки. Бенуа называл «Осаду Пскова» самой неудачной картиной Брюллова.
«Великий Карл» в музее ИЗО | Фотогалерея
Также на выставке можно насладиться виртуозными рисунками графитным карандашом и сепией в акварели – портреты, жанровые сценки, шаржи, карикатуры.
Работы великого живописца можно увидеть до 19 июня в музее ИЗО.