Примерное время чтения: 14 минут
870

Особенности национального танца: скромные татарочки и смелые парни

 Государственный ансамбль песни и танца РТ, где работает Лейсан, был основан в 1937 году и в декабре 2012 года отметит 75-летие. Это единственный на сегодняшний день коллектив, где исконные национальные традиции татарского народа, его танцевальная культура и прикладное искусство представлены на самом высоком профессиональном уровне.  Сегодня он насчитывает около 100 человек и состоит из танцевального коллектива, хора и оркестра. 15 пар танцоров делятся на женский и мужской состав.

Фото из архива Государственного ансамбля песни и танца РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Династия танцоров  «Я пришла в коллектив в семь лет, – рассказывает танцовщица, направляясь в гримерную.  «Моя мама – Заслуженная артистка РТ Роза Мустафина, отец Народный артист РТ – Рашид Мустафин сегодня руководит оркестром ансамбля, главный дирижер. Будучи ученицей школы №11, я посещала студию «Юлдаш», а затем училась в Уфе в хореографическом училище».

«Ни одному искусству не учатся так долго, как играть на скрипке и танцевать. Дети начинают репетировать с 10 лет в хореографическом училище и до конца карьеры трудятся, как шахтеры», – говорит Лейсан. Отбор в коллектив сложный, саму Лейсан проверяли трижды. Главный критерий – наличие профессионального хореографического образования.

Обычно день Лейсан начинается в 7.45. Позавтракав, семья Хаметовых: муж Айрат (художественный руководитель Государственного ансамбля песни и танца) и двое дочерей – Айгель и Сюмбель выходят из трехкомнатной квартиры и отправляются каждый по своим делам. «У нас с дочками бывают ссоры по утрам по поводу одежды и сапогов: у всех один и тот же размер», – смеется Лейсан.

Фото из личного архива Лейсан Хаметовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мы с мужем были категорически против, чтобы дети наши занимались искусством, но обе они поступили в хореографическое училище, потом старшая перешла в театральное. 19-летняя Айгель – очень увлеченная, целеустремленная, бойкая, общительная. Подрабатывает фотографом в аквапарке. 14-летняя Сюмбель – домашняя, ответственная, трудолюбивая мечтает стать матерью четверых детей», – рассказывает Лейсан.

 4 часа каждодневного шейпинга - репетиции  Каждый день в здании на Островского 2, где расположился главный ансамбль республики, начинается в 10.00 – с классической хореографии. 

В течение четырех часов весь состав выполняет заученные с детства упражнения у станка, а также па, эфасе, батман тандю, пике и пируэты. После балетных упражнений – общая репетиция для, под началом художественного руководителя и мужа Лейсан – Айрата Хаметова. Сегодня коллектив будет репетировать танец с кувшинами.



Каждый номер репетируют несколько раз, а в пятиминутные передышки можно припудрить нос, поесть фрукты. В гримерной многолюдно: у каждого свой стул, как в садике.

«В коллективе много традиций: каждое первое выступление и гастроли отмечаются, на день рождения дарят подарки из общего фонда. «А еще есть традиция уважать старших, – поясняет  Лейсан. – Места в гримерной и костюмы распределяются в соответствии с опытом».

Каждый в нашем коллективе должен «протанцевать» 20 лет и только потом выйти на выслугу. «Это очень тяжелый физический труд, потому что участвовать в мероприятиях и тренироваться приходится не смотря на болезни, усталость. Однажды я сломала ключицу, а сейчас у меня профессиональное заболевание суставов и гастрит», – жалуется Лейсан.

Кстати
Творческий коллектив ансамбля в разные годы становился лауреатом всесоюзного и всероссийских конкурсов, международных фестивалей и смотров. Также он удостоен Государственной премии РТ им. Г.Тукая.

Иногда ансамбль выступает по два раза в день. По словам танцовщицы, чаще всего, они выезжают на гастроли: были во всех странах СНГ, в Финляндии, во Франции 10 раз, Германии, Испании, Бельгии, Боливия, Ираке, Иране. Приходилось выступать даже в горячих точках. «Весной 2003 года мы принимали участие в Фестивале национальных культур в Багдаде. На тот момент был уже введен режим эмбарго. Через несколько недель после нашего возвращения Америка уничтожила улицы, красотой которых мы восторгались», – вспоминает женщина.

«Каждый раз, когда самолет садится на благодатной земле Татарстана, мы хлопаем в ладоши и безумно рады, что вернулись. Везде хорошо, где нас нет, но через 10 дней все равно тянет кушать свое, видеть свое, говорить на своем языке. Я верю: как бы не пытались разжечь войну на религиозной почве в республике, никому это не удастся, на моей земле не будет войны».

За 75 лет работы ни один концерт ансамбля не был отменен, хотя билеты по республиканским меркам не дешевые: до 1000 рублей. Коллектив приглашают в отдаленные районы. Бывает так, что в Домах культуры настолько маленькие сцены, что все едва вмещаеюся, а иногда даже подъездов к ним нет. В таких случаях выгружаются с трех огромных автобусов и все вещи тащат на себе. В Казани ансамбль дает концерты всего 1-2 раза в год. И все же основное время уходит на заучивание номеров. На постановку мюзикла «Семь жемчужин» ушло, например, 2 месяца.

Сейчас ансамбль готовится к юбилейному концерту, который пройдет в середине декабря. Лейсан сама автор нескольких номеров, и поэтому после общей репетиции, повторяет постановки с молодыми танцорами.

«У нас есть главный балетмейстер - Раиля Гарипова,  у всех номеров также есть постановщики, знающие специфику татарского танца. Каждому танцору дается роль, которую он заучивает. Коллектив народный, но не фольклорный, это значит, что мы показываем татар не только такими, какими они были раньше, но и олицетворяем современников».

Фото из архива Государственного ансамбля песни и танца РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Особенности национальной пластики Каждый номер в исполнении ансамбля наполнен национальными мотивами: танцующие соревнуются между собой в ловкости и мастерстве, исполняя филигранную татарскую дробь. Девушка в танце, как правило, скромна, кротка, невинна, целомудренна, движения ее плавны, на мужчину она смотрит застенчиво, в некоторых случаях прикрываясь платком. Сорвать платок с головы девушки – значит опозорить ее – так считали в народе. Поэтому девушка в танце руками как бы предохраняет себя от возможного вторжения в «запретную зону». Обычно преобладают закрытые позы рук, одна, например, на фартуке (придерживать край ткани сбоку), а другая на платке.

Фото из архива Государственного ансамбля песни и танца РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Татарский юноша, наоборот, задорен, горд, мужественен, движения яркие. Руки в танце более свободны и многообразны, часто даже произвольны. Они могут, например, находиться за спиной и лежать на поясе под камзолом; могут придерживать тюбетейку или раскрыться в стороны с ладонями, направленными от себя и локтями, чуть опущенными ниже уровня плеч, могут быть на поясе. В то же время мужчина быстро исполняют очень мелкие и частые движения ногами.

Танцор всем своим видом и движениями должен передавать национальные черты: в мимике, в темпе, а также в костюмах.

Фото из архива Государственного ансамбля песни и танца РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплект национальной одежды стоит 70 000 рублей У ансамбля есть свое ателье: там не покладая рук придумывают и создают яркие национальные костюмы с орнаментами и узорами.

Основу костюма у мужчин составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет (одежда в виде кафтана со стоячим воротником), чекмень (верхняя мужская одежда похожая на халат) и казакин (жакет). Головной убор – тюбетейка.

У девушек основное – платье с многочисленными воланами, жилетка или фартук. Головной убор – калфак. Женский костюм закрытый и в то же время яркий: украшен вышивкой, паетками. Девушки одевают объемные ювелирные украшения или бижутерию.



Национальная обувь татар: читек ( сапоги с мягким носком и внутренним жёстким задником, украшенные орнаментами) и чабата (лапти).

Интересно, что на каждую новую постановку одежда шьется отдельно, иногда для старых номеров обновляются костюмы (после гастролей они сыреют и садятся). За один мюзикл танцор меняет до восьми комплектов костюма только в первом отделении, а всего на 30 человек, не считая хоровиков и оркестр. В костюмерной уже мест не хватает, набралось около двух тысяч нарядов.

Перерывы между номерами на концертах длятся не более двух минут, артисты не успевают переодеваться, поэтому недавно решили привлечь волонтеров для помощи. Самое главное это обувь: «если она не твоя, не по размеру или неправильно сшита – будешь мучиться». «Я еще есть суеверие, что никогда нельзя наговаривать – мол, упаду, подверну ногу – так и будет. Лично я всегда перед выступлением говорю «Бисмилла иррахман иррахим» (Во имя Аллаха), нужно создавать позитивную ауру вокруг себя», - говорит Лейсан.

Фото из архива Государственного ансамбля песни и танца РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплект татарского национального костюма, оказывается, дорогое удовольствие: читек, расписанный орнаментом обойдется в 15 000 рублей, сам костюм (мужской или женский) в 25 000 рублей, приплюсовав головные убора и украшения получим около 70 000 рублей. Благо ансамбль на республиканском финансировании. 

Большинство танцоров ансамбля где-то подрабатывают. «Сегодня молодежь активная, и я верю, что за ними будущее. Экономика развивается, появляются инновационные технологии. Я сама недавно освоила компьютер и теперь общаюсь со всеми в сети. Нельзя отставать от времени», – улыбается Лейсан.

После тренировки с 14.00 до 16.00 Лейсан свободна, а  с 16.00 до 20.00 она преподает в детской вокально-хореографической студии «Юлдаш», которая насчитывает 50 человек.

Фото из архива Государсвтенного ансамбля песни и танца РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награды
«Юлдаш» неоднократный победитель Международного конкурса – фестиваля детского и молодежного творчества «Весенние выкрутасы» и Открытого Республиканского телевизионного молодежного фестиваля эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык».

Малышей женщина обожает: она автор детских стихов и песен. Пишет и для взрослых, в основном поздравления. Считает, что в мире ничего невозможного нет и смотреть на все нужно позитивно. «На работе, танцуя, я каждый день 4 часа занимаюсь шейпингом и держу себя в форме», - улыбается она.  Также любит готовить для семьи, выбирая новые рецепты через iPad, слушает песни Елены Ваенги, играет на фортепиано, скрипке, освоила гитару, снялась в кино. Но больше всего получает удовольствие от сцены: «когда на тебя устремлены столько взоров,  вкладываешься в танец еще больше».

В 20.30 – 20.45 Лейсан добирается до дома и вся семья садится за ужин. «Раньше у нас были конфликты из-за работы, но потом мы договорились это дома не обсуждать и воцарился дома мир и спокойствие».

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах