Татарстан, 26 сентября, АиФ-Казань. Сейчас Ярослава Соколова уже нет в живых, он умер 5 мая 2012 года в немецкой клинике в Майнце. Он рисовал даже в тяжелом состоянии, пока рука могла еще держать кисть, позже начал создавать рисунки на бумаге пальцами. В рисунках он показал все, чем увлекался, - старый Нью-Йорк, ретро-автомобили, самолетики и корабли из бумаги. Сегодня на открытии выставки работ 13-летнего художника в национальной галерее «Хазинэ» присутствовали его мама и одноклассники.
Мама Ярослава Елена на выставке работ сына |
- Рисовать Ярослав начал в 2,5 года, - поделилась с «АиФ-Казань» мама мальчика Елена. - Он просто взял кисть и начал выводить ей рисунки на бумаге, нам понравилось, как он это делает. Позже Ярослав стал рисовать все время: выражал свои впечатления от просмотра фильмов в рисунках, изменение в настроении - радость, грусть - тоже выражал кистью. Еще Ярослав очень красиво говорил, писал стихи. Но сказки не сочинял, он всегда утверждал, что реальность намного интереснее, чем вымышленное.
Напомним, первые симптомы болезни родители мальчика стали замечать примерно 4 мая 2011 года. Сначала произошли изменения настроения: капризность, скандальность; которые родители списали на переходный возраст. Резкое снижение концентрации внимания (трудно сосредоточиться на выполнении определенной задачи), особенно сильно проявляющееся при решении математических задач. Изменилась походка. При ходьбе стало спонтанно бросать в правую сторону. Ближе к 23 мая несколько падений на правую сторону. Вялость в правой руке, выпадение предметов из кисти правой руки.
Багги, 2002. Акварель, первая работа с натуры |
Поначалу врачи не ставили Ярославу страшный диагноз, называли проявления болезни временным явлением. 23 мая 2011 года мальчика положили в больницу, результаты томографии показали: у Ярослава опухоль ствола головного мозга. Все летние каникулы, которые так ждут школьники, на которые у Ярослава были большие планы: быть вожатым в школьном лагере, поехать в любимый Лингвистический лагерь, отдохнуть на берегу Волги, съездить в Санкт-Петербург и еще много чего; Ярослав провел в больнице. 13-летний школьник пережил несколько сеансов лучевой терапии. После Ярослава перевели в клинику медицинского университета им. Гутенберга в городе Майнце, где он скончался.
- Я очень тронута тем, что на выставку приходят люди, - рассказывает мама Ярослава Елена. - Мы обещали Ярославу, что он как автор работ будет присутствовать на этой выставке, но не получилось… Его очень многие знали. Кроме этой, у него была еще одна выставка, на которой Ярослав также не смог присутствовать. Тогда мы собирались на лечение в Германию, это было в прошлом году в сентябре, в начале учебного года. Выставка называлась «Я мечтаю увидеть мир…».
На синем фоне: шторм. Январь 2012. |
Среди экспонатов выставки посетители смогут увидеть рисунки разных периодов жизни Ярослава: начиная с самого детства и заканчивая периодом тяжелой болезни. Выставка продлится до воскресенья, 30 сентября.
На большом стенде с изображением Ярослава посетители выставки могли прочитать рассказ о жизни и творчестве мальчика. Жил-был обычный мальчик…Только ведь обычных людей не бывает… Обычный, да не совсем. Те, кто знает его, поймут, в чем дело. Кто не знает, почувствует, посмотрев на рисунки. Рисунки - это впечатления от жизни. А жизнь он воспринимал с радостью и даже придумал два основных принципа: 1. Мысли позитивно. 2. Сохраняй спокойствие. Фантазер и философ. Всем узнанным стремился поделиться рассказом или рисунком. Мог рассмешить, но вмиг стать серьезным. Конечно, у него были мечты. Маленькие и большие. О путешествиях и о новых впечатлениях, о настоящей дружбе и любви. Была и сказочная мечта – построить свою лодку. Конечно, были и интересы – общение и книги, хорошая музыка – классический рок и веселое кантри, Фрэнк Синатра и джаз. Он занимался йогой и плаваньем, обожал прогулки на велосипеде. Прочел очень много книг. Любил хорошие фильмы, старый Нью-Йорк, ретро-авто, бумажные самолетики и корабли. А любил он все красивое, которое находил в повседневности – много неба и звезд, радугу и звук дождя по зонту, запах тумана, свечи и костры, и маленькую собачку – мопса Шушу, которая будила его по утрам. Конечно, у него был и большой страх. Страх одиночества, но ведь у каждого свой страх. Как он справился? Все, что он знал, любил, умел, видоизменилось, но не пропало. Настоящее никогда не пропадает, оно дает силу. Он уехал в далекую страну из родного города и школы. Небольшие письма, видео, фото снега за окном и любимых школьных коридоров. Он понял, что зря боялся одиночества, что его помнят. Он продолжал много думать о жизни, о том основном, что в ней есть. Собрал коллекцию марок и продолжал рисовать. Рисунок изменился. Вместо ироничной, стремительной и немного небрежной графики старого Нью-Йорка появилось много цвета и жирный штрих. Рисовал он только одним пальцем левой руки. Его обаяние и открытость привлекли к нему новых друзей. Они радовались и грустили вместе с ним, чувствовали его, смеялись и молчали, были рядом. Полюбили его и его отношение к жизни. Его душа осталась прежней, его душа здорова. А потом он устал. Расправил крылья и стал свободным. Но он всегда рядом с нами. Познакомьтесь с ним, посмотрите его рисунки.