Раис Сулейманов. Год без богослова Валиуллы Якупова (1963-2012)

Несмотря на то, что непосредственный исполнитель убийства мертв, (Роберт Валеев подорвался на «поясе шахида» 24 октября 2012 года во время спецоперации ФСБ и МВД в Казани по поимке «моджахедов Татарстана», планировавших теракт во время Курбан-байрама), остальные члены террористического подполья остаются на свободе.

   
   
Похороны Валиуллы Якупова. Фото АиФ-Казань

Показательно, что на похороны Валиуллы Якупова никто из первых лиц Татарстана не явился. Да, присутствовали некоторые крупные чиновники, но не было самой верхушки, которая предпочла лишь отделаться общими фразами «о поддержке традиционного ислама». Последующая травля выжившего после теракта теперь бывшего муфтия Ильдуса Файзова только показала, насколько силен и реален «ваххабитский холдинг» - союз ваххабизма, власти и бизнеса, о появлении и влиятельности которого предупреждал покойный Валиулла хазрат.

ФОТОРЕПОРТАЖ С ПОХОРОН ВАЛИУЛЛЫ ЯКУПОВА

Да, идеолог исламского радикализма Рамиль Юнусов, превративший при молчаливом согласии (а может быть и одобрении?) местных властей главную республиканскую мечеть «Кул Шариф» в логово ваххабизма, бросился в бега в Лондон.

Мне больно и неприятно видеть, что сейчас на работу в Духовное управление мусульман Татарстана приняли тех, кого в личных беседах со мной покойный Валиулла-хазрат именовал «конченными ваххабитами», против которых он так долго и упорно боролся. Это большая стратегическая ошибка как региональных властей, так и нового муфтия. Это еще в будущем аукнется всему населению Татарстана, потому что в глазах ваххабитов любые уступки в их сторону – это проявление слабости, а значит их методы (в том числе и террористические) прихода к духовной власти дают нужный им результат.

 

Равно как мне больно и неприятно видеть, что делают с богатейшим наследием Валиуллы Якупова. Насколько мне известно, у него были дневники, где он писал правду, называя всё своими именами, сбрасывая все маски, разоблачая высокопоставленных чиновников, покровительствовавших фундаменталистам. Эти дневники, по моим сведениям, немедленно были вывезены чиновниками (не удивлюсь, если их уже уничтожили).

   
   

Созданное им издательство «Иман», выпустившее реально 1000 наименований религиозной литературы, видимо, хотят «слить». Будет ли создаваемое стараниями нового муфтия издательство «Хузур» издавать хотя бы одну антиваххабитскую или антинурсистскую книгу, мне неизвестно (я не уверен, значится ли это у них в плане работы издательства). А ведь именно «Иман» при Валиулле Якупове занимался выпуском той литературы, где детально и конкретно критиковался ваххабизм, нурсизм, Хизб-ут-Тахрир, Джамаат Таблиг, показывалась вся их сущность. У меня до сих пор хранятся многие богословские издания об этих радикальных течениях, и я их до сих пор эти книги использую в своей работе.

Но больше всего меня беспокоит другое – память о Валиулле Якупове пытаются стереть, а его дело покрыть забвением. Например, до сих пор неизвестно, будет ли проводиться в этом году конференция «Якуповские чтения». Если в прошлом году в день его рождения 4 сентября при прежнем муфтии-традиционалисте Ильдусе Фаизове конференция была проведена, то в этом году до сих пор нет анонса «Якуповских чтений-2013».

Создается ощущение, что кому-то очень хочется вычеркнуть дело Валиуллы-хазрата из истории мусульманской уммы Татарстана, ведь любое упоминание его имени всегда будет поднимать вопрос о проблеме ваххабизма, актуализировать эту тему, будут сплывать все новые факты о «ваххабитском холдинге». А если не проводить конференций его памяти, меньше говорить о нем, то о проблеме ваххабизма забудут. Уже сейчас некоторые круги в мусульманской среде поговаривают: мол, сам Якупов виноват, доигрался, надо было дружить с ваххабитами, с арабскими шейхами.

У таких великих личностей, как Валиулла Якупов, есть одна беда: они незаменимы. Вот нет Валиуллы-хазрата, и нет такого же полемиста с фундаменталистами, организатора работы муфтията, популяризатора татарского наследия, 

 теолога, ученого среди татар. Такие интеллектуалы-одиночки имеют вокруг себя последователей и учеников, но редко могут оставить себе ту смену, которая превзойдет своего учителя. Говорю это при всем уважении к его соратникам и идейным единомышленникам по его работе. Все мы ощущаем эту потерю. Такого великого человека потеряла Россия!

В памяти татарского народа Валиулла-хазрат навечно останется великим богословом и символом сопротивления ваххабизму и любым нетрадиционным для нашей Родины течениям зарубежного ислама фундаменталистского толка, которые так активно насаживают те в Казани, кто сейчас идет по пути сближения с арабскими шейхами под маской необходимости внедрения исламских инвестиций в республику.

Раис Сулейманов – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие колонки автора:

Ваххабитский холдинг дал о себе знать в парламенте Татарстана>>

Камиля Самигуллина попытаются очернить, чтобы не дать пост муфтия Татарстана>>

В Татарстане на Дне пограничника чествовали ваххабитских проповедников>>

Религиозный фундаментализм в Татарстане на спад не идет>>