С большой долей уверенности можно говорить о том, что в основе лежит и конфликтная ситуация в среде мусульман, обострившаяся после прихода к руководству Файзова. В истории мусульманской уммы Татарстана подобные конфликты возникали и ранее. Как же они разрешались в прошлом?
Ортодоксы и либералы
20 февраля 1925 года муфтий Центрального Духовного управления мусульман Риза Фахретдин приехал в Казань, в которой не бывал с 1911 года. Приезд был вызван не только болезнью дочери, лечившейся в Шамовской больнице, но в большей степени конфликтами в среде казанских мусульман.
На тот момент в связи с реформаторскими процессами верующие разделились на два лагеря. Особенно отчетливо это выявилось на отчетном собрании мухтасибата в январе 1924 года. 38 выборщиками от 19 приходов необходимо было избрать мухтасиба на новый срок. Выдвигались две кандидатуры – прежний мухтасиб Садык Иманкулов, считавшийся приверженцем ортодоксальных взглядов. Другим кандидатом был Тагир Ильясов, имевший хорошую репутацию в глазах интеллигенции и либерального духовенства. Он слыл человеком сведущим в различных областях жизни. Авторитеты отмечали, что образ его мыслей соответствует требованиям современности.
Представители мусульманской уммы Татарстана начала 20 века.
В то время прогрессивная часть духовенства искала новые формы и методы религиозного воздействия на верующих. Своего рода генератором новых идей был научно-религиозный кружок, существовавший с 1918 по 1924 годы. Его участниками были такие видные представители татарской интеллигенции как Газиз Губайдуллин, Хади Максудов, братья Шарафы – всего 10 человек. Их идеи, конечно, не могли не отразиться на повседневной жизни казанских мусульман. В отдельных приходах молитвы стали читаться на татарском языке. Небывалое событие произошло в Пятой мечети: её стали посещать женщины. За это мулла мечети едва не был избит! В отдельных приходах на собраниях верующих стало проводиться толкование Корана. Мусульманские новаторы предлагали разрешить вторичный брак женщинам, мужья, которых пропали во время войны без вести. Противниками нововведений в основном было старшее поколение, группирующиеся вокруг Садыка Иманкуллова.
Когда нет единодушия между выборщиками, главу назначает власть
В результате выборов голоса разделились практически поровну. За Иманкулова проголосовало 20, а за Ильясова 18 выборщиков. Сторонники последнего выразили недовольство по поводу, якобы, неправомочности отдельных выборщиков. Очевидность конфликта подкреплялась стычками противоборствующих сторон. Для его разрешения 18 мая того же года был созван третий съезд представителей духовенства и верующих. Для участия в нем прибыл представитель Духовного управления мусульман, казый Кашаф Тарджиманов. Опытный дипломат и хороший оратор, он сумел найти компромиссную кандидатуру на должность мухтасиба – муллу Второй мечети Салихова. Тот был избран, хотя не устраивал ни одну из сторон.
Досье | |
---|---|
Риза ФАХРЕТДИН (Ризаитдин Фахретдинов) родился в Альметьевском районе РТ (на тот момент эта территория относилась к Самарской губернии). Писатель-просветитель, ученый-востоковед, религиозный деятель. В 1891 переехал в Уфу, где был казыем в Оренбургском Магометанском духовном собрании. 1908-1918 редактор журнала «Шура». В 1922 избран муфтием ЦДУМ Внутренней России и Сибири. Способствовал укреплению связей между мусульманами России и других стран. |
Однако эта фигура устраивала власть, которая использовала её во внешнеполитических пропагандистских акциях. Об этом свидетельствует внесенное Салиховым (не без подсказки из ОГПУ) в декабре 1924 года на собрании в Белой мечети предложение о принятии резолюции с осуждением англичан за их действия во время арабо-турецкого конфликта. Верующие весьма смутно представляли себе далекие зарубежные события. Но резолюция была принята и после опубликования в газете «вылила свою воду на мельницу» молодой советской дипломатии. Конечно, мусульман гораздо больше волновали собственные проблемы. Их, например, беспокоило состояние религиозного образования детей. В 1924 году Совнарком республики в нарушение Постановления ЦИК запретил проводить такую работу среди молодежи младше 18 лет. Духовенство было также недовольно размерами налогов, которые с них взимались.
В начале 1925 года были организованы курсы по переподготовке сельских мулл. Их обучение шло последующей программе: практика взаимодействия с органами власти в условиях государственной антирелигиозной пропаганды; толкование Корана применительно к современным условиям; организация религиозного образования в соответствии с Постановлением ЦИК; история Ислама и исламоведение.
Отмена возрастного и полового ценза
Муфтий показывал себя реформатором по многим вопросам религиозной жизни. Он высказывался за повышение роли женщин в общественной жизни. Ярким примером тому было избрание в состав Духовного управления в качестве казыя (религиозного судьи) Мухлисы Бобинской. Новаторство муфтия вызывало глухое недовольство мусульманских ортодоксов, переходящее в требовательный ропот о необходимости образования независимого от уфимского духовного управления.
Муфтий был стар, по характеру стеснителен, лишен красноречия. Но как ученый богослов, историк и общественный деятель обладал огромным авторитетом среди мусульман России. 23 февраля Фахретдин был принят Предсовнаркома Татарской республики Хаджи Габидуллиным (для этого пришлось проявить настойчивость). Беседе также участвовали писатель Галимджан Ибрагимов и замнаркома просвещения Саттар Еникеев. Муфтий предъявил им претензии по поводу возрастных ограничений для желающих получить религиозное образование, запрещения проводить обучение другим лицам кроме мулл, а также по поводу действий НКВД, препятствующего открытию курсов подготовки мулл. Затронул он также и другие проблемы. Предсовнаркома отдельные требования обещал удовлетворить.
25 февраля муфтий присутствовал на собрании женщин в Красной мечети, организованном Фатыхой Аитовой, где произнес речь о возрастании роли женщины в воспитании детей на национальных традициях. Ему преподнесли в дар Коран, найденный в развалинах Булгара. Приезд главы российских мусульман значительно активизировал религиозную жизнь в казанских приходах. Особенно это было заметно по возросшему числу детей в мечетях. Во время пребывания муфтия в Казани учениками школы им. Вахитова начал издаваться рукописный научно – религиозный литературный журнал «Ислам баласы» («Дитя Ислама»). Но это уже другая история...