Примерное время чтения: 8 минут
3369

Почему Илдус Файзов ушел с поста муфтия, и что ждать от его преемника? Мнения экспертов

Вместе с ним в отставку ушел его первый заместитель Абдулла хазрат Адыгамов.

Пленум единогласно решил назначить исполняющим обязанности муфтия Камиля хазрат Самигуллина, который ранее работал заместителем по научной работе.

Эксперты прокомментировали эти события для «АиФ-Казань».

Алексей Коннов, генеральный директор ООО «ЦАИР-маркетинг»:

- По моему мнению, решение Илдуса Файзова покинуть пост муфтия может быть также связано с увеличившимся в последнее время давлением на религиозную жизнь в Татарстане. После покушения вдруг вскрылись серьезные разногласия внутри мусульманской уммы. Раньше широкая общественность о них не знала. Вероятно, они обострились в связи с уходом предыдущего муфтия Гусмана Исхакова, так что Файзов получил в наследие очень неспокойное сообщество. Ортодоксально настроенная часть мусульман не довольна политикой, которую проводит официальная власть. Ее вмешательством в дела уммы. Если православная церковь практически объединена с государством, то традиционный ислам не готов к такому слиянию.

                                                               
Официально
Президент РТ Рустам Минниханов: «Никаких претензий у Файзову нет, он вынужден уйти с поста по состоянию здоровья. Кто в Татарстане будет духовным лидером, конечно, будут решать сами имамы, но о Камиле-хазрате отзываются очень хорошо. Я с ним общался и думаю, у него есть хорошая возможность возглавить Духовное управление мусульман».

Конечно, эти обстоятельства никому не добавят желания работать, когда в управляемой тобой организации есть направление недовольное твоей политикой

Старое руководство (Гусман Исхаков – прим. ред.) устраивало и просветских мусульман и ортодоксальных. У Файзова уклон был больше к светскому направлению, и это не понравилось ортодоксам. Новый кандидат на должность муфтия, насколько мне видится, тоже фигура скорее светская. И вероятнее всего, несамостоятельная. В 28 лет сложно управлять такой организацией. Любая религия, тем более восточная, построена на авторитете личности, авторитете старших. Здесь возможен ролевой конфликт. Мне кажется, Камиль Самигуллин - это фигура скорее

временная, до того, как будет найден более авторитетный кандидат, который

устроит всю мусульманскую общественность.

Рафаэль Хакимов, вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ:

- Камиля Самигуллина я знаю плохо, о его личных качествах судить тяжело. Муфтий – человек публичный, он должен быть хорошим организатором. Со сменой муфтия обязательно уйдет какая-то эпоха в религиозной жизни Татарстана. К сожалению, сейчас отчасти мы еще видим влияние негативного наследия Гусмана хазрата Иcхакова. Он отправлял священнослужителей учиться за границу в сомнительные медресе. На территории республики появились радикалы. Конечно, со временем ситуация успокоится, сейчас напряглись все: госструктуры, спецслужбы, аппарат президента работает в этом направлении. Илдус Файзов ушел, и, как я считаю, сделал правильно. На мой взгляд, ему не хватило харизмы, чтобы собрать людей, за ним еще тянется шлейф того, что он работал с Гусман хазратом. Кроме того, он боится еще одного покушения.

                                                               
Справка
Самигуллин Камиль Искандерович, родился 22 марта 1985 года

Религиозное образование:

2003г. - учеба в Северо-Кавказком Исламском Университете (г.Махачкала).

2004-2007гг. – обучение в медресе г.Стамбул с получением иджазы (разрешение на преподавание шариатских наук) с иснадом (непрерывной цепи преемствеености до самого Пророка (сгв), который проходит через Абу Ханифу) по фикху, усуль фикху, акыде, усуль хадису, хадису, хусну хатту, сарфу и нахву. Также имеет иджаза на преподавание 6 сборников достоверных хадисов от шейха Абдуррахима Саид Ликрим бин Нахиля (Марокко).

2013г. – окончил факультет исламских наук Российского исламского университета.

Место работы:

2008г. - избран имам-хатыбом мечети «Тынычлык» г.Казани

С 2011 г.- руководит издательским отделом ДУМ РТ.

С 2012г. – заместитель муфтия по научной работе.

Член Президиума ДУМ РТ, член Совета улемов ДУМ РТ, советник главного казыя РТ, руководитель Экспертного совета ДУМ РТ. Свободно владеет арабским и турецким языками. Женат, 3 детей.

Если говорить о роли религии в жизни людей, то здесь мало что изменится. Религия и сейчас не выполняет основной задачи: духовное развитие верующих. Непосредственно в мечеть ходят 3-4% мусульман. Здесь еще нужно отметить, что многие имамы, особенно прошедшие обучение в арабских странах, читают проповеди низкого уровня. Такие проповеди по душе далеко не всем образованным людям. Такой ислам чужд татарской культуре.

Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований:

- Вынужденная отставка 50-летнего Илдуса Файзова с поста муфтия Татарстана под давлением Казанского Кремля является большой политической ошибкой региональных властей. Выступая как решительный противник любого зарубежного (как арабского, так и турецкого) религиозного влияния, он нажил себе много врагов, перенес теракт в отношении себя, подвергался беспрецедентной травли со стороны ваххабитов и был после этого «сдан» региональным истеблишментом, среди которых были и покровители салафитских имамов. Национал-сепаратисты не могли ему простить его пророссийские взгляды. Фактически «ваххабитский холдинг» оказался сильнее, Файзову не удалось с ним справиться, его психологически сломали, и он просто устал бороться.

Региональные и федеральные власти после ухода ваххабитского муфтия Гусмана Исхакова предоставили карт-бланш Илдусу Файзову, нескрывавшему своих антиваххабитских убеждений. И в 2011 году после своего избрания на пост муфтия Татарстана он принялся за политику деваххабизации уммы, начав с ротации имамов-ваххабитов и таких же мухтасибов, что вызвало резкий протест с их стороны. Однако «ваххабитский холдинг», состоящий из местной бюрократии, бизнеса и салафитского духовенства, явно был недоволен курсом нового муфтия, что ярче всего продемонстрировалось в ходе скандала вокруг казанской мечети «Кул Шариф», где власти выступили в поддержку имама Рамиля Юнусова, обучавшегося в Саудовской Аравии. После теракта 19 июля 2012 года, в ходе которого Ильдус Файзов был ранен, на местном государственном телеканале «ТНВ» стали показываться передачи, где муфтия чуть ли не самого обвиняли в причастности к терактам и убийству его заместителя Валиуллы Якупова, погибшего в этот же день от рук одного из ваххабитов. Кампания по шельмованию и демонизации муфтия в националистических СМИ, подконтрольных Казанскому Кремлю, лишь показала «двойную игру», которую ведет местная элита, на словах поддерживающая традиционный ислам, но на практике выбравшая путь по сближению со странами Ближнего Востока, как минимум, в идеологическом плане. В этой связи Ильдуса Файзова решили просто «сдать».

Сейчас его имя будет очернено, из него сделают «козла отпущения», а его самого отправляют в ссылку в Турцию. Фигура Камиля Самигуллина в этом отношении как преемника (под начальством Файзова он проработал 2 года) должна, по замыслу Казанского Кремля, шагом навстречу религиозным ортодоксам накануне Универсиады. Если Илдусу Файзову удалось отстранить от руководства мусульманской уммы откровенных сторонников идеологического влияния Саудовской Аравии, то теперь главное не пустить Турцию полностью в религиозное пространство Татарстана, а уж это будет зависеть от нового муфтия.

Рамиль Гарифуллин, доцент, кандидат психологических наук:

- Я думаю, что изменится очень многое: начнется передел сфер влияния. Ведь сейчас религия потеряла духовность, она смешалась с экономикой и политикой. То, что мы имеем сейчас, это трансрелигия. Религии нужны менеджеры, а не духовные лица. Я думаю, он уходит не по состоянию здоровья. Просто он человек чести, высокодуховный, религиозный. Скорее всего, его просто не устроили условия, которые ему предложили: быть зависимым от государства. Я лично знаком с Илдусом Файзовым. Все изменится. Сейчас ведь другая эпоха. Это новая эпоха в истории религии республики, поскольку всем правит «зеленый змий» – доллар.

Александр Павлов, руководитель пресс-службы Казанской епархии:

- Мы надеемся на мирное сосуществование двух конфессий. Это решение мусульман, мы его уважаем. Хочется верить, что с новым муфтием все изменится только в положительную сторону.

Читайте также:

История муфтията Татарстана. Кто был духовным лидером мусульман? >>

Рустам Минниханов - о причинах покушения на руководство ДУМ РТ (видео) >>

Илдус Файзов: «Горжусь профессией актёра» (Интервью АиФ-Казань) >>

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах