Что толкнуло Петлякова на столь отчаянный шаг – лететь в Москву на Пе-2, на котором в ночь перед роковым полетом было выявлено огромное количество дефектов? Лишь спустя многие годы появилась возможность опубликовать эти материалы.
Схватка двух гениев
В 1937 году два конструктора - В.М. Петляков и А.Н. Туполев были арестованы по 58-й статье. Но ситуация в авиапромышленности сложилась настолько драматично, что было решено создать Специальный технический отдел (СТО), которое курировало НКВД. Тогда же Петляков предложил создать двухмоторный высотный истребитель. Разработка была одобрена. Группа Петлякова получила аббревиатуру «СТО», а разрабатываемый ими высотный истребитель шифр «100» («Сотка»). Группа Туполева получила название «103». Летом 1940 года приказом наркома Авиапрома А. Шахурина самолет должны были переделать в пикировщик. В 1940 году их производство разворачивают на двух московских заводах.
Группа Туполева разрабатывала свой бомбардировщик - «самолет 103». В феврале 1940 был представлен эскизный проект «ФБ» (фронтового бомбардировщика), тогда как «Сотка» Петлякова уже летала. Первый испытательный полёт «103» состоялся в январе 1941 года, в это время казанский авиазавод №124 уже приступил к серийной постройке Пе-2 (такое название получил бомбардировщик Петлякова.
И вдруг 6 января 1942 г. выходит приказ Наркомата Авиапрома СССР «О подготовке серийного производства самолета «103» на заводе №22 в г. Казани». А ведь «103» не прошел ни заводских, ни государственных испытаний, не был подписан акт о приемке, не было налажено серийное производство в Омске, куда были эвакуированы два московских завода и ОКБ Туполева! И вдруг «производство прекратить»! Какие мысли были в тот момент в голове у народного комиссара нам никогда не узнать. Известно, что Туполев до этого передал письмо Шахурину, в котором даётся ЛТХ на Ту-2 и указывается, что его самолет лучше Пе-2. Нарком подписывает приказ и Туполев, оформив разрешение, выезжает в Казань. О тех драматических событиях поведала одна из помощниц Петлякова (по этическим соображениям автор не публикует её имени): «когда Туполев с командой появился на заводе, повели они себя, честно сказать, по-хамски, считая, что завод уже принадлежит им. Андрей Николаевич прошёл в кабинет к Петлякову и кричал на Владимира Михайловича, чтобы тот убирался с его завода… Через некоторое время вышел Петляков, он был очень бледный и взволнованный. Попросил связать его по «ВЧ» с Шахуриным, о чём они говорили неизвестно, но из кабинета он вышел уже успокоившимся, сказав, что Шахурин ждёт его в Москве. Напоследок попросил готовить документы в Москву».
Услышан посмертно
Петляков начинает лихорадочно искать пути выезда в Москву для спасения производства Пе-2. Он обращается к директору завода Карпову с просьбой предоставить ему заводской Ли-2, но получает отказ. Пытается выехать на поезде, но не получает письменного разрешения министра НКВД ТАССР полковника Габитова. Тогда, уже будучи на грани нервного срыва, решает лететь с двумя экипажами ОДРАПа (одельного дальнего разведывательного авиационного полка). Окружение Петлякова пытается отговорить его от этой безумной затеи, но главный конструктор стоит на своем.
12 января 1942 г. в 13.40 самолёты взлетели. Полёт Пе-2 №14/11 продолжался 35 минут. Очевидцы впоследствии рассказали, что на высоте 50-100 метров он был охвачен пламенем и пикировал под углом 60 градусов с левым креном. В километре от деревни Мамешево самолёт ударился о землю. При расследовании сотрудники госбезопасности особое внимание уделили техническому состоянию самолета. Подсказкой стало сообщение агента госбезопасности о том, что на аэродроме завода №22 в последнее время было несколько случаев разъединения всасывающих патрубков при гонке двигателей. В результате в цилиндрах двигателя происходили неполное сгорание смеси и её выброс в выхлопной коллектор с последующем возгоранием. Это предположение в дальнейшем подтвердилось.
…Роковое стечение обстоятельств предопределило гибель В.М. Петлякова на борту своего детища. Авиаконструктор был похоронен на центральной аллее Арского кладбища.
Смотрите также:
- Вторая жизнь «Белого лебедя». Забытый проект Ту-160 возрождают для Сирии? →
- Прерванный полёт «крепости». Как создавали тяжелый бомбардировщик Пе-8 →
- 40 лет назад произошло крушение первого казанского Ту-22 →