Примерное время чтения: 9 минут
8569

Вторая жизнь «Белого лебедя». Забытый проект Ту-160 возрождают для Сирии?

Равиль Венеаминов / Фото автора

Новая эпоха

10 марта в Казани между правительством РТ и Объединенной авиастроительной корпорацией было подписано соглашение о возобновлении выпуска в Казани стратегического ракетоносца Ту-160.

Подписание соглашения между ОАК и правительством Татарстана.
Подписание соглашения между ОАК и правительством Татарстана. Фото: Правительство Татарстана

Такого в истории самолетостроения еще не было. 24 года назад производство Ту-160 на казанском авиационном заводе волевым решением Бориса Ельцина было практически прекращено. Впоследствии удалось достроить лишь несколько машин.

«Проект восстановления Ту-160 на Казанском авиационном заводе – это колоссальный проект, которого не было в истории постсоветского авиапрома», - заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

Известно, что в возрождении Ту-160 будут задействованы предприятия российского авиапрома, двигателестроения, приборостроения.

По словам президента РТ Рустама Минниханова, этот проект  – новое дыхание для Казанского авиационного завода, а для республики - новые высокотехнологичные и высокооплачиваемые рабочие места (около 1000-1500 дополнительных рабочих мест).

В проекте будут задействованы не только авиационные, но и другие предприятия - КАМАЗ, Казанский вертолетный завод, заводы радиоэлектроники.

Что же представляет собой стратегический ракетоносец Ту-160? Рассказывает историк авиации  Равиль Вениаминов.

История «Белого лебедя»

Ту-160, или «Изделие «70» является одной из самых известных машин Казанского авиапредприятия (КАПО).  С этими самолетами прочно связано имя Виталия Копылова, директора завода с 1973 по 1994 годы. Именно при нем удалось освоить выпуск уникальных ракетоносцев и при нем же пришлось этот выпуск прекратить. 

Главным конструктором стал Валентин Близнюк, до этого работавший над Ту-144 и беспилотными летательными аппаратами. Министры авиационной промышленности Пётр Дементьев (уроженец Татарстана) и сменивший его Иван Силаев (выпускник КАИ) лично координировали работы по Ту-160. До 1972 года шел выбор компоновочной схемы, а затем началось проектирование самой машины.

Будущий самолет весьма напоминал американский «стратег» В-1, разработка которого уже шла полным ходом. Не успел еще заокеанский прототип взлететь в декабре 1974-го, как в СССР летом того же года вышло постановление Правительства о создании стратегического многоцелевого самолета Ту-160 в варианте ракетоносца-бомбардировщика.  Закладывались характеристики по высокой скорости и дальности полета.

Всем миром

Через три года были готовы эскизный проект и макет чудо-самолета, максимальный взлетный вес которого определялся в 260 тонн. То есть Ту-160 становился самым тяжелым боевым самолетом в истории авиации. К тому же самым вооруженным: на его борту могло размещаться до 40 тонн боеприпасов или 24 крылатые ракеты. Три прототипа строились с 1977 года в Москве, из них два летных и один - для статических испытаний. Одновременно в Казани началась подготовка к производству этой машины.

В ноябре 1981 года, почти 35 лет назад, Ту-160 совершил первый полет. Вторая предсерийная машина взлетит лишь через три года, опередив на четыре дня первую серийную в Казани. Исторический подъем казанской «семидесятки» состоялся 10 октября 1984 года.  

Через полгода взлетела вторая машин, затем в декабре – третья. Четвертую пришлось ждать еще девять месяцев (15 августа 1986 года).

Ту-160 в небе над Казанью, 2014 год.
Ту-160 в небе над Казанью, 2014 год. Фото: Фото Равиля Вениаминова.

Эти сроки красноречиво говорят, с какими огромными трудностями пришлось столкнуться создателям новой туполевской техники. О проблемах постройки и эксплуатации реактивных гигантов много писали, отметим, что для новой машины пришлось вдвое увеличить площади завода (плюс еще 300 тыс. кв. м), научиться сваривать титан (составляет 20% в планере самолета) и освоить множество других уникальных технологий. Широко применялась кооперация: крылья и мотоотсеки изготовлялись в Воронеже, оперение и воздухозаборники – в Иркутске, шасси – на Куйбышевском агрегатном заводе, фюзеляж, центроплан и узлы поворота консолей крыла – на КАПО.

Между тем американцы, получив информацию о новом оружии русских, в ответ вновь вернулись к проекту В-1, замороженному в разгар «оттепели». В 1981 году они приступили к разработке модернизированного В-1В, первый экземпляр которого полетел в 1983 году. Через два года начались поставки «Лансера» в войска, тогда как Ту-160 появились на украинской базе в Прилуках только в апреле 1987-го.

Чуть раньше, в марте случилась первая (и единственная в СССР) потеря Ту-160: №201 разбился в результате пожара двигателя при взлете в Жуковском. Экипаж под командованием летчика-испытателя Валерия Павлова успешно катапультировался.

«Оттепель» и заморозка

В августе 1988 года, в русле политики «гласности» и «перестройки», сверхсекретный самолет показали американскому министру обороны. Фотографии «Блэкджека» увидел весь авиационный мир. Кроме, естественно, советского. Только через два года нашим журналистам в Прилуках и широкой публике в Тушино разрешили близко увидеть казанскую машину.

Между тем, в США, несмотря на очередную «разрядку» в политических отношениях, уже поставили вооруженным силам сотню В-1В и приступили к работам над новым стратегическим носителем В-2. А в СССР тем временем передумали. Если США нам уже не враг, то зачем строить эти сверхдорогостоящие самолеты, да еще в количества ста штук?

Первый президент России, ценя дружбу с Америкой, принял в феврале 1992 года решение прекратить производство Ту-160 и переориентировать КАПО на выпуск гражданской продукции, лайнеров Ту-204. Тогда же наша пресса открыла «страшную» тайну: самолеты Ту-160 строятся на Казанском авиационном заводе. На Западе об этом знали уже давно. Еще в 1989 году там указывали на Казань, как на производителя Ту-160. Тогда же было сказано о ста самолетах и о том, что к апрелю 1988 года их выпущено 11 штук и один из них разбился в мае 1987 года (бортовой номер Ту-160, показанного Западу в августе 1988 года, был 12) .

После развала СССР в «самостийной» Украине осталось 19 наших машин, а достраиваемые с 1994 года самолеты 7-й серии стали поступать на авиабазу под Энгельсом в Саратовской области. Там сформировали тяжелый бомбардировочный авиаполк, на вооружении которого состояло шесть Ту-160.

Ту-160 на Казанском авиазаводе в 2014 году.
Ту-160 на Казанском авиазаводе в 2014 году. Фото: Фото Равиля Вениаминова.

Пресса писала, что в сентябре 1999 года очередной Ту-160 № 802 совершил на КАПО свой первый полет, и есть надежда на то, что завод сможет достроить все свои заделы по «семидесятому» изделию. Военные получили заказ на достройку двух Ту-160 из шести недостроенных. 5 мая 2000 года машина, названная «Александр Молодчий» (бортовой номер «07») прибыла на авиабазу в Энгельс. По сообщениям прессы, на заводе тогда осталась недостроенной еще одна собранная «семидесятка», и две находились в агрегатном состоянии. 

«Стратеги» снова в строю

Что касается украинских самолетов, то многолетние переговоры, часто заходившие в тупик, все же достигли каких-то результатов. Часть машин, в количестве 8 штук и 700 крылатых ракет, были переданы российской стороне в период с ноября 1999-го по февраль 2000-го в счет долга Украины в 375 млн. долларов, и летом российская группировка Ту-160 официально насчитывала 15 «стратегов».

5 июля 2006 года модернизированный Ту-160, («Валентин Близнюк») был передан военным в эксплуатацию, сам конструктор участвовал в церемонии. На заводском аэродроме в тот день стоял также Ту-160 «Василий Сенько». До конца года планировалось сдать новый, достроенный Ту-160. Но только 29 апреля 2008 г. символические ключи от самолета «Василий Копылов» были торжественно переданы экипажу 121-го авиаполка.

Ту-160 на аэродроме КАПО.
Ту-160 на аэродроме Казанского авиазавода. Фото: Фото Равиля Вениаминова.

Количество Ту-160, стоящих ныне на вооружении ВКС, считается закрытой информацией, но в последние годы стало ясным, что их уже недостаточно для решения новых вызовов. Вот поэтому и пришло решение о возобновлении этих грозных машин.

В настоящее время Казанский авиационный завод проводит плановый ремонт и модернизацию стратегических ракетоносцев, которые совсем недавно отметились в Сирии и как тактические боевые самолеты. Потенциал самолетов Ту-160 таков, что они и в будущем будут в состоянии осуществлять не только ядерное сдерживание потенциального противника, но и осуществлять другие важные задачи, стоящие перед Воздушно-космическими силами России. 

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах