Татарстан, 1 июня, АиФ-Казань. 17 мая дала концерт в БКЗ РТ, 6 июля выступит на открытии Универсиады. «Поездив по миру, я понимаю, что хочу жить в России, - говорит певица, - какой бы хорошей или плохой наша страна ни была».
Досье | |
---|---|
Альбина ШАГИМУРАТОВА родилась в 1979 г. в Ташкенте. Окончила Московскую консерваторию, стажировалась в Молодёжной оперной студии Хьюстонской Большой оперы. Солистка Большого театра, Татарского театра оперы и балета. Народная артистка РТ, лауреат премии «Золотая маска». Не замужем. Детей нет. |
Музыкантом Альбина почувствовала себя в пять лет: вместе с отцом исполняла на сцене татарские народные песни. Он работал адвокатом, но имел и музыкальное образование: играл на баяне, сочинял песни и отвёл дочь в музыкальную школу. Но на оперную певицу она начала учиться только в 20 лет по совету известного татарского певца Хайдара Бигичева. Сегодня у певицы нет конкурентов среди колоратурных сопрано по части красоты звука и владения стилем бельканто.
Голос времени
- Альбина, во времена Шаляпина в моде были басы. Сейчас время сопрано, даже мужчины пытаются петь как женщины.
- Потому, что женщины сейчас гораздо сильнее, чем мужчины. Они стремятся делать карьеру, потом уже выходить замуж. Институт семьи изменяется.
- Вы много ездите по миру. Чем европейцы, американцы отличаются от россиян?
- Французы любят искусство. Какой Лувр у них! Такого музея нигде нет. Итальянцы любят свою оперу и пиццу. Немцы и австрийцы немного педантичны. Испанцы ленивые…
Где бы я ни была, меня всегда тянет в Россию. Почему, не знаю, но хочу сюда приехать хотя бы на недельку. Российского воздуха вдохнуть, а потом опять уехать. Магнит какой-то… В Казани любимое место – Кремль. Ну, где ещё в мире есть Кремль белого цвета? Белый - цвет чистоты…
Всегда с большим удовольствием приезжаю в Вену. В её дворцах, парках, старинном оперном театре есть что-то завораживающее. Очень музыкальный город. Входишь в метро, и звучит вальс Штрауса. Где ещё такое услышишь? Если американцы всё время куда-то спешат, то венцы благодаря любви к музыке очень душевные, спокойные. Нам надо этому поучиться.
Второй «мой» город – Нью-Йорк. Он особенно красив на закате, когда на небоскрёбах Манхэттена зажигаются огни. Америка – очень свободная, комфортная страна, но ментальность там не моя. У американцев можно поучиться работоспособности. Они трудоголики, могут в 5 утра прийти на работу и работать весь день. А души нет, нет нашей русской искренности… Люди ведут себя как-то механически.
У России есть, конечно, свои минусы, свои плюсы. Но, поездив по миру, я поняла: у каждой страны - свои проблемы, и мой дом – в России.
Такой как сейчас, наша страна не была даже лет 10 назад. В 90-е мы видели только пустые прилавки, рис, гречку по талонам. Сейчас у нас уровень жизни средней европейской страны. Это достижение для нашего государства, которое начало свой путь только в 1991 году.
На открытии Универсиады в Казани выступит Альбина Шагимуратова>>
- И всё же много в нашей жизни диссонансов.
- Мир сегодня настолько сузился до меркантильных интересов, что духовность, человечность, порядочность отошли на задний план. Я это чувствую каждую минуту, встречаясь с разными людьми разных социальных слоёв.
Меркантильность всё сильнее заявляет о себе и в мире искусства. Не хватает глубины, глубокого прочтения произведения, сочинения, профессионального исполнения. Не хватает, в конечном счёте, вокального профессионализма. Единицы преподавателей могут научить по-настоящему петь.
Феномен русских
- Но российские певцы, как никто, востребованы на Западе. В чем их секрет?
- В феноменальной работоспособности. Хворостовский, Нетребко, Гулегина воспитаны ещё прежними преподавателями. Также им помог труд. Будут ли новые поколения российских певцов также востребованы на мировых сценах? Это вопрос…
К оперным певцам сейчас предъявляются совсем другие требования, чем в советские времена. Надо побеждать на конкурсах, пробиваться, постоянно доказывать что-то, знать огромное количество языков, партий, говорить свободно на английском. Если раньше русскому певцу предоставляли переводчика на репетициях, когда он участвовал в постановках на Западе, сейчас он должен всё делать сам.
- Скандал в Москве: кто-то плеснул кислотой в лицо худруку Большого театра Сергею Филину - чисто российское явление?
- То, что произошло с Филиным, - огромная трагедия – не только для Большого театра, но для русской культуры в принципе. Это возвращение в 80 - 90-е годы XX века. Думаю, в Европе такое бы не произошло…
В России театральная жизнь никогда не была сладкой – даже 50-70 лет назад. Я не знаю балетного мира, но представляю, какая у них тяжёлая работа. Профессия певца очень зависимая. Мы зависим от дирижёра, от режиссёра, от работодателя – в частности, от директора театра. У каждого певца по-разному работает менеджмент: кто-то активно, кто-то совсем пассивно. Какому-то генеральному директору театра нравится именно такая певица, кому-то нет. То есть cубъективность в оценках исполнителей существует и будет существовать.
- Как это преодолеть?
- Работой, невероятной трудоспособностью. Чтобы петь ещё лучше, надо постоянно поднимать свою профессиональную планку, обогащаться новым репертуаром. Сейчас моя «визитная карточка» - Царица ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.Пусть эта партия и сложная, но очень благодарная партия. Сегодня её поют единицы.
Не лгать публике
- Чем наполнена ваша жизнь, кроме оперы?
- Много читаю. Одна из самых интересных книг за последнее время - «Подобно реке» Паоло Коэльо. Она позволила мне посмотреть на мир другими глазами. Задуматься о том, что на самом деле важно.
Уважения в обществе друг к другу, чужому мнению сейчас практически нет. Мы нетерпеливы, хотим добиться всего сразу. Сделать карьеру в пять минут. Но не хватает фундаментальности в образовании, правильного, мудрого совета. Куда-то несёмся, зарабатываем деньги… А душа уходит.
- Но деньги важны для любого человека.
- Они помогают вести достойный образ жизни - не более того. Кому-то важно быть миллионером или мультимиллионером. А для меня гораздо выше творчество. Перед каждым выходом на сцену думаю, о чём нужно сказать зрителю. Вот на моём концерте 17 мая в Казани были дети. Наверняка они нечасто ходят на оперные концерты. Значит, мне надо было так спеть, чтобы они полюбили оперу и, может быть, захотели учиться этому сложнейшему искусству, вновь пришли на оперный спектакль. Тогда они вырастут совершенно другими людьми.
Смотрите также:
- Близко к сердцу. Певица Гульнора Гатина о русской опере, Крыме и силе любви →
- Народный голос. О чем поет Тина Кузнецова и где искать молодые таланты →
- Танцующее сердце. Нурлан Канетов о вере, любви и Майе Плисецкой →