Волга в истории Казани: как река повлияла на развитие Татарстана

Образование Волжской Булгарии (государства на территории нынешнего Татарстана) привело к появлению новых городов, где кипит торговля, развиваются ремесла. Близ самого устья Камы закладываются верфи, спускаются на воду первые суда, и идут они вниз по Волге до самого Каспия.

   
   

После падения Булгарского государства преемником его становится появившееся на Волге повыше камского устья Казанское ханство, полновластный хозяин этого края. Имеются исторические свидетельства о высокоразвитом строительном деле в Казанском ханстве, да и материалы для строительства были под рукой. Память о судах, сделанных в Казани, еще долго сохранялась в татарских названиях типов судов, ходивших по Волге: кербоги, каюки, карбасы. Последние ходили до сильных морозов, ломая своими корпусами тонкий лед.

Казанское адмиралтейство было крупным предприятием. Фото: www.russianlook.com

Казань имела деловых партнеров в Китае, Бухаре, Хиве, сюда приезжали сотни арабских, персидских купцов и торговцев из русских княжеств. Многие путешественники писали о торгах на Гостином острове, в семи километрах от Казани. Ежегодно до революции 25 июня там открывалась знаменитая Казанская ярмарка. Все лето до осенних холодов Гостиный остров принимал желающих продать и желающих купить – продавцов и покупателей. До взятия города Казани в 1552 году войском Ивана Грозного ярмарка на Гостином острове была самой крупной не только на Волге, но и во всей Восточной Европе.

«После взятия Казани Иваном Грозным, ярмарка переместилась чуть выше по Волге. Наиболее тесные торговые связи тогда были с Персией. Туда отправлялся караван судов. Корабли собирались в верховьях Волги возле Твери и Костромы, а затем к ним присоединялись и казанские суда с воском, изделиями из кожи местных мастеров. Далее караван следовал вниз по реке и до Каспия», - рассказывает Леонид Абрамов. – В тоже время начались казачьи «грабежи» на Волге. Казаки следили за кораблями, а когда брали их на абордаж, кричали «сарынь, на кичку», что означало: гребцы должны покинуть борт, чтобы нападающие могли расправиться с купцами».

До строительства и введения железной дороги в 1894 году, все товары в Казань приходили «водой». К середине XV века Волга была наполнена различными видами кораблей: коломинками, огромными крейсерами, коноводками.

Волга играет важную роль в развитии региона. Фото: www.russianlook.com

С конца XVI века судостроение в Казани становится делом царским, казенным, здесь под наблюдением воевод казенными мастерами строятся суда по правительственным распоряжениям для военных надобностей, а по частным заказам — для нужд торговых. 

Недалеко от Казани находилась самая крупная бурлацкая биржа. К ней стекались крестьяне с территорий в радиусе 500 километров в поисках работы. В селе Нижний Услон было много лоцманов, хорошо знающий береговую обстановку и местный фарватер. «В те времена Волга была «живой» рекой, не закольцованной водохранилищами. Поэтому разлив реки простирался на несколько десятков километров. Переплыть ее было настоящим геройством. Часто суда садились на мель, а операция по спасению судна приводила к немалым издержкам. Поэтому лоцманы были востребованы», - говорит Леонид Абрамов.    
   

По словам краеведа, в конце XIX века Волга начала мелеть из-за вырубки лесов у берегов, а также заселения прибрежных зон. «Министерство путей сообщения озадачилось созданием технического флота предназначенное для производства дноуглубительных работ. Такое предприятие было создано в 1865 году и в Паратском затоне, в 38 километрах от Казани. С него началась история города Зеленодольска.

При создании русского флота  Петр I обратил внимание на богатые лесами окрестности Казани и в 1818 году по его указу здесь было создано адмиралтейство. Оно стало крупнейшим на Волге, фактически объединившим волжское судостроение. Известно, в XVIII веке Казанское адмиралтейство спустило на воду более 400 кораблей: среди которых были фрегаты, галеры. Суда, построенные в Казанском адмиралтействе, принимали участие в Персидском походе, русско-персидской войне (1804—1813), военно-исследовательской экспедиции Н.Н.Муравьева-Карского к юго-восточному берегу Каспийского моря, боролись с пиратством на Волге и Каспии.

Казанское адмиралтейство проработало 120 лет, и было упразднено лишь в 1829 году ввиду неудобства проводки больших морских судов из Казани до Каспия.

Долго в Казани не было ни вокзала, ни железнодорожных путей, связывающих город с центральными областями России. Железнодорожное сообщение между Казанью и Москвой было открыто 15 июня 1894 года. Постепенно торговля, кипевшая на воде, переместилась на сушу.

Речной порт Казани. Фото: www.russianlook.com

Сегодня роль Волги в торговых связях Казани незначительна. Однако, как и раньше занимает огромное место в жизнеобеспечении  региона. ГЭС каскада водохранилищ, расположенных на Волге и Каме, используют воду для выработки электроэнергии (общая мощность входящих в него станций — более 11 тысяч МВт), а водохранилища обеспечивают водоснабжение городов, а также орошение и обводнение земель во время засухи. В низовьях Волги водохранилища специально пропускают воду, чтобы создать условия для нереста рыбы.

«Волга всегда давала пропитание и насыщенную жизнь. Именно этой реке Казань обязана процветанием», - признается Леонид Абрамов.

Смотрите также: