Примерное время чтения: 7 минут
357

Взгляд изнутри: Почему автослесарей в Татарстане ищут днем с огнем

Алия Шарафутдинова / АиФ-Казань

Зеленый свет вежливым

«Я с детства интересовался машинами и еще в школе потихоньку учился ремонтировать, - рассказывает индивидуальный предприниматель Ильнур Тимургалиев. - Отец у меня был токарем, а я решил продолжить рабочую династию, поступив учиться на автослесаря в 33-е строительное училище в Дербышках. Там давали много практических знаний по ремонту автомашин, а еще права категории В и С. Крутил баранку, а позже занялся организацией пассажирских перевозок. Теперь уже сам набираю водителей».

Хороший водитель нынче в большом дефиците, и за такого работодатели держатся обеими руками, убежден Ильнур Тимургалиев. Дело в том, что нужен целый сплав характеристик, из которых техника вождения - лишь один из факторов, хоть и важный.

«Водитель пассажирского автобуса должен быть очень собранным - отдавать себе отчет, что в его руках безопасность нескольких десятков человек, - считает предприниматель. - Кроме того,  необходимо уметь распознавать технические проблемы в тот момент, когда появились первые признаки, а не когда уже требуется большой ремонт автобуса. Так что если водитель учился на автослесаря, для меня это вдвойне ценный работник».

Но самая большая редкость, по словам эксперта, даже не эти качества, а умение общаться с пассажирами. «Не все хотят понимать, что среди пассажиров попадаются разные люди, надо уметь обойти острые углы и разрешить ситуацию без конфликта. Для моего предприятия это особенно важно, потому что мы возим людей на корпоративы, экскурсии. Пассажиры настроены на праздник, а не на разборки».

Своих проверенных водителей Тимургалиев предпочитает не менять: «Поэтому водителям и плачу немало - не меньше 40 тысяч».

Вторая по важности специализация для Тимургалиева – автослесарь. «Проблема нехватки мастеров тоже острая, поэтому я постоянно в поиске. В последнее время обращаюсь в фирменные автосервисы, которые занимаются определенными марками, им больше доверия. Я знаю, что за их квалификацией следит фирма, сотрудники постоянно ездят на обучение». Дочь Ильнура не пошла по стопам отца, а вот племянника он «заразил». Тот тоже собирается водить автобус. «Он-то по молодости думает, чего там изучать – сел и поехал, но я-то знаю, что надо с основ начинать, - считает Ильнур. - Плотно занимаюсь обучением - рассказываю теорию, показываю на практике, как меня учили в свое время. Окончив училище, можно учиться дальше. Кстати, во второй раз выбор делают уже осознаннее, чем в первый. Я тоже пошел в вуз после училища».

«Всегда заработают на хлеб и масло»

«Моя компания занимается заправкой газом и переводом автомобильного оборудования на газ, - рассказывает руководитель компании «Трансгазсервис» в Лениногорске Фанис Набиуллин. - Основные рабочие единицы - это оператор АГЗС и автослесарь. И хочу сказать, то наша отрасль столкнулась с очень жесткой нехваткой автослесарей. Причем положение только усугубляется год от года. Ведь автомобилизация год от года растет, а вне крупных городов наблюдается еще и отток мастеров в большие города. Поэтому автослесарь всегда заработает не только себе на хлеб, но и на масло».

Фанис Набиуллин.
Фанис Набиуллин. Фото: Из личного архива

Из-за того, что работа опасная, с газом, на предприятии мастеров растят годами, рассказывает Фанис Набиуллин. Чтобы удержать их, «Трансгазсервис» платит от 20 до 35 тысяч, что для Лениногорска немало. У операторов зарплата поменьше, но зато и график сутки через трое. Ребята успевают подработать, а некоторые между сменами работают на себя или даже организуют свое дело.

Каковы требования предпринимателя к сотрудникам? «Человек должен очень быстро включаться и действовать четко и рационально, - отвечает предприниматель. - Мало ли какая нештатная ситуация с утечкой газа.  А противопоказание для работы - возбудимость и несдержанность человека. Разнервничался, гайкой звякнул – и уже может быть взрыв. Поэтому я много наблюдаю за каждым, если начинаются проблемы, воспитываю. Если не помогает, расстаемся».

Одна из проблем - то, что люди неосознанно приходят в профессию, считает бизнесмен: «Я много раз разговаривал со студентами колледжей, оказалось, что 85-90 процентов пришли в специальность потому, что «так посоветовали родители». А надо знать, куда идешь, а не от чего бежишь».

Но трагедии нет – нужно просто учиться дальше. «И не надо бояться «грязной» работы, - уверен Фанис Набиуллин. - Знание работы с азов – это основа профессии. Тогда станешь настоящим мастером и не будешь зависеть от самодура-начальника, боясь потерять работу».

Пять тысяч человек для бизнеса

В целом высококвалифицированные рабочие – категория, которая пользуется на рынке труда Татарстана весьма высоким спросом. Одна из причин – то, что из-за демографических явлений наблюдается снижение численности трудоспособного населения, сообщают в Министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ. В этих условиях республика вынуждена принимать большое количество мигрантов из других регионов России – даже из Центрального федерального округа. Бизнесмены сообщают службам занятости республики о потребности в специалистах со средним профессиональным образованием на уровне пяти тысяч человек.

Кому найти работу проще, а кому сложнее? «Заявленное работодателями число вакансий на 1 августа 2017 года составляет 38,1 тыс единиц, - сообщают в минсоцзащиты РТ.  -  Из  них наибольшее количество вакансий представлено в таких отраслях как строительство (8 тыс. вакансий), обрабатывающие производства (5,6 тыс. вакансий), государственное управление и обеспечение военной безопасности. Наиболее востребованными специальностями в РТ на начало августа 2017 года являются водители автомобиля, механики, инженеры, младшие воспитатели, охранники, бетонщики, штукатуры, каменщики». Острый дефицит также в машиностроении – нужны операторы станков с ЧПУ, слесари, фрезеровщики. Минимальный уровень безработицы, зарегистрированный службами занятости РТ, зарегистрирован в Лаишевском районе - 0,22%, а максимальный - 2,01% - в Ютазинском районе.

Переобучение  - со стипендией

Рабочей профессией выпускник школы может овладеть в колледжах или техникумах и после 9, и после 11 класса. С сетью государственных профессиональных образовательных организаций можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки РТ.

«Если переподготовку по рабочей профессии хочет пройти житель Татарстана старше 35 лет, он  имеет право обратиться в центр занятости населения по месту жительства. Обучение и переобучение могут пройти граждане, признанные безработными. При  этом образование осуществляется органами службы занятости именно  по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда», - информируют в министерстве труда, занятости и социальной защиты Татарстана.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение, в том числе дополнительное,  имеют  следующие категории безработных:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены или мужья военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • впервые ищущие работу и не имеющие квалификации и др.

В период обучения гражданам выплачивается стипендия. Минимальный размер стипендии составляет 850 рублей, максимальный - 4900 руб.

Подготовлено при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах