Духовное управление мусульман России издало фетву, запрещающую курьерам-мусульманам доставлять алкоголь, свинину и другие запрещённые исламом товары. Религиозное решение вызвало резкую реакцию правозащитников — они указывают на противоречие Конституции РФ и принципам светского государства. В ДУМ подчеркивают, что фетва носит рекомендательный характер, но де-факто ставит работников перед выбором между верой и профессиональными обязанностями.
Подробности — в материале «АиФ-Казань».
Только халяль

7 октября 2025 года на сайте Духовного управления мусульман России появился документ, который мгновенно вызвал бурю обсуждений. Фетва — религиозно-правовое заключение, подписанное Советом улемов ещё 24 сентября, — официально разделила все грузы на две категории: халяльные (разрешённые) и харамные (запрещённые).
Отныне верующим мусульманам запрещается перевозить целую группу товаров. В чёрный список попали алкогольные напитки, приспособления для азартных игр, предметы языческих культов, свинина и мясо животных, убитых не по шариату. Исключение сделано только для одного случая — когда эти товары везут на утилизацию.
Логика ДУМ проста и безжалостна: доставка запретного — это прямое содействие греху. А значит, курьер, который везёт бутылку вина или шашлык из свинины, становится участником греховного дела. В подтверждение своей позиции религиозные авторитеты ссылаются на Коран и хадисы, где говорится: «Поистине, когда Аллах запретил людям употреблять что-то в пищу, Он запретил и его продажу».
Закрытые коробки и смешанные заказы

Впрочем, фетва предусматривает несколько исключений, которые делают картину чуть менее категоричной. Если курьер не знает, что именно лежит в закрытой упаковке, — грех не считается совершённым. Здесь работает богословский принцип: «Изначально всё является дозволенным, пока не появится доказательство запрета».
Но что делать, если в одном заказе смешаны разрешённые и запрещённые продукты? Совет улемов нашёл компромисс: если дозволенных товаров больше, чем харамных, доставку можно осуществить. Правда, с одной оговоркой — часть заработка придётся отдать на благотворительность, чтобы «очистить» свой доход от греховных денег.
Получается парадоксальная ситуация: курьер теперь должен не просто доставлять заказы, а ещё и анализировать их содержимое, взвешивать соотношение халяля и харама, а потом высчитывать, сколько рублей отправить на милостыню. Как это будет работать на практике — большой вопрос.
Пять статей против одной фетвы

Реакция властей не заставила себя ждать. Глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев выступил с жёсткой критикой решения ДУМ. По его словам, фетва противоречит как минимум пяти статьям российской Конституции.
Во-первых, статья 14 закрепляет светский характер государства. Это означает, что религиозные организации не имеют права брать на себя функции публичной власти. А ДУМ, по сути, пытается регулировать трудовые и гражданско-правовые отношения — это исключительная компетенция федеральных органов власти.
Во-вторых, решение нарушает статью 8, гарантирующую единство экономического пространства и свободное перемещение товаров. Создавая искусственные барьеры для доставки определённых продуктов, фетва подрывает этот конституционный принцип.
В-третьих, страдает статья 37 о свободе труда. Каждый гражданин имеет право свободно выбирать, на какую работу соглашаться. Да, существуют профессии с вредными условиями, где не могут работать женщины и дети, но это «позитивная дискриминация», допустимая законом. А вот религиозное ограничение — совсем другое дело.
В-четвёртых, нарушается статья 19, запрещающая дискриминацию по религиозному признаку. Ограничивать свободу труда, опираясь на вероисповедание человека, — недопустимо.
И наконец, пятое нарушение — самое тревожное. Фадеев убеждён, что решение ДУМ направлено на разжигание религиозной розни, что прямо запрещено статьёй 29 Конституции. Реализация этой фетвы приведёт к тому, что курьеры-мусульмане начнут противопоставлять себя всем остальным и выбирать клиентов по религиозному принципу.
«Рыночек порешает»

Общественная реакция на фетву оказалась столь же неоднозначной. Журналистка Ксения Собчак с иронией заметила, что стремление ДУМ оставить своих единоверцев без работы выглядит странно, и выразила надежду, что «рыночек порешает».
Куда жёстче высказался председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Он назвал фетву очередным шагом к искусственному разделению общества на «своих» и «чужих», «правоверных» и «неверных». «Складывается всё более устойчивое впечатление, что вся наша светская реальность постепенно переписывается под шариатские законы», — возмутился общественник.
Депутат Госдумы Михаил Матвеев и вовсе назвал фетву прямым вмешательством в экономическую деятельность государства. Он нарисовал апокалиптическую картину: «Если вдруг сейчас у нас возникнет такая мусульманская забастовка, когда большое количество мигрантов, занятых в торговле, логистике, транспорте, вдруг начнут бойкотировать перевозку каких-то продуктов — это может дойти до абсурда. Например, когда таксист в Шереметьево будет спрашивать пассажиров, нет ли у них в чемодане колбасы из свинины».
Что говорят сами мусульмане?

Любопытно, что муфтий Москвы Шамиль Аляутдинов, председатель Совета улемов, поспешил успокоить общественность. Он подчеркнул, что фетвы носят исключительно консультативный характер и не являются обязательными для исполнения. Совет улемов ДУМ РФ не входит в структуру государственной власти и не может ничего официально запрещать или разрешать.
«Для непрактикующих мусульман богословские заключения являются скорее фоном и никак не влияют на их решения. Однако есть люди, для которых религия — важный, даже опорный элемент жизни», — пояснил Аляутдинов. По его словам, в реакции СМИ создался «удивительный парадокс», когда сугубо богословские заключения пытаются приравнять к нормативно-правовым актам.
Религиовед Роман Силантьев и вовсе усомнился в серьёзности документа. По его мнению, к фетвам ДУМ прислушивается не так много верующих, поэтому значительных изменений в работе служб доставки не произойдёт. «Я вижу в этом лишь привлечение внимания, хайп», — заявил эксперт.
Пока сложно сказать, как решение ДУМ отразится на реальной работе курьерских служб. С одной стороны, крупные сервисы доставки уже заявили, что курьеры не могут выбирать, какие заказы доставлять, а какие — нет. С другой стороны, вопрос религиозной свободы и права человека следовать своим убеждениям никто не отменял.
Самое важное на «АиФ-Казань» читайте в Telegram.