Примерное время чтения: 7 минут
413

Ночная молитва и родовое кладбище. Как татары встретили Курбан-Байрам?

Еще до рассвета улицы татарской деревни Званка наполнились торопливыми шагами.
Еще до рассвета улицы татарской деревни Званка наполнились торопливыми шагами. АиФ-Казань

Еще до рассвета улицы татарской деревни Званка наполнились торопливыми шагами. Мужчины в тюбетейках, женщины в белых платках — все спешили к мечети, где уже слышался голос муллы. Сегодня Курбан-байрам — день, когда даже самый занятый хозяин откладывает дела, чтобы всей семьей стать ближе к Аллаху.

Рассказ от редакции «АиФ-Казань» об одном из самых великих праздников мусульман.

Молитва при первых лучах

В 2 утра в мечеть стали стекаться верующие.
В 2 утра в мечеть стали стекаться верующие. Фото: АиФ-Казань

Мечеть встретила нас мягким светом люстр и тихим гулом голосов. Люди расстилали коврики, перешептывались, поправляли тюбетейки. Имам начал проповедь — его голос, то тихий, то наполненный силой, рассказывал о жертвенности пророка Ибрахима (Авраама), о милосердии, о том, что значит быть истинным мусульманином, покорным воле Всевышнего.

Я стоял рядом с отцом, чувствуя, как его плечо слегка касается моего. В такие моменты понимаешь, что вера — это не только слова, но и ощущение единства, когда сотни людей вместе склоняются в намазе, шепчут одни и те же молитвы, просят у Аллаха одного и того же — мира, здоровья, прощения.

После молитвы мы вышли во двор. Небо уже светлело, но звезды еще не погасли. Отец положил руку мне на плечо: «Сегодня особый день. И для нас, и для тех, кто был до нас».

Пятничный намаз

Из мяса жертвенного животного к обеду сделали праздничный плов.
Из мяса жертвенного животного к обеду сделали праздничный плов. Фото: АиФ-Казань

В этом году на один день выпали два великих для мусульман праздника — Курбан-Байрам и Джумга (Пятничный намаз, читающийся в обед). После утренней праздничной молитвы верующим пришлось собраться вместе еще раз.

К полудню мечеть вновь наполнилась народом. Если утренняя молитва была тихой, сосредоточенной, то дневная пятничная проповедь звучала громче, увереннее. Имам говорил о важности единства, о том, что мусульманин должен быть милосерден не только в праздники, но и каждый день.

Люди вокруг кивали, кто-то тихо повторял «Амин» (Даст Бог). Я смотрел на лица — старики с седыми бородами, молодые парни в белых тюбетейках, даже дети, которые ерзали, но старались слушать. И снова это чувство: мы все здесь, вместе, и это больше, чем просто ритуал.

Дорога в деревню

В этом году на один день выпали два великих для мусульманина праздника.
В этом году на один день выпали два великих для мусульманина праздника. Фото: АиФ-Казань

После намаза мы поехали в деревню, где уже ждала корова — здоровая, упитанная, как и положено для курбана. Процесс жертвоприношения — это не просто традиция, а глубокий акт покорности, напоминание о том, что истинная жертва — это не животное, а собственное эго.

Отец читал молитву, а потом разделывали мясо — часть оставили себе, часть раздали родственникам, а треть — тем, кто нуждается.

Могила предков

Могила предка, жившего в 19 веке.
Могила предка, жившего в 19 веке. Фото: АиФ-Казань

Перед тем как вернуться домой, мы зашли на деревенское кладбище. Там, под старым дубом, покоится наш прапрапрадед — мусульманин, как и мы. Его жизнь давно стала историей, но его вера, его имя — остались.

Мы встали у могилы, прочитали суры из Корана, попросили для него милости Аллаха. Отец шептал что-то свое, а я думал о том, что однажды и мои дети, и внуки будут так же стоять здесь, поминая уже нас.

Часть чего-то большего

Этот Курбан-байрам был особенным.
Этот Курбан-байрам был особенным. Фото: АиФ-Казань

Дом бабушки встретил нас запахом свежей выпечки и горячего чая. За столом собрались самые близкие. Разговоры текли неспешно: о жизни, о вере, о том, как изменилась деревня.

Чай был горячим и сладким, как и должно быть в такой день. А за окном уже темнело — праздник подходил к концу.

Этот Курбан-байрам был особенным — не только из-за совпадения с пятницей, но и из-за того, что в нем было все: и молитва, и жертва, и память, и семья.

Когда мы разъезжались по домам, отец сказал: «Главное — не забывать, ради чего все это».

И я понял: ради того, чтобы чувствовать себя частью чего-то большего. Частью веры, частицей рода, звеном в цепи, которая тянется из прошлого в будущее. И, конечно, ради того, чтобы Создатель миров, как и сотни веков назад, принял искупительную жертву ради спасения своих детей - не всегда соблюдающих Его предприсания, но всегда готовых покориться Его воле.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах