Для любого народа национальный костюм – это целый мир. В нём сплетаются вековые традиции, многообразие культуры. С течением истории многообразным становится и сам костюм.
Например, в период расцвета Османской империи богатые и знатные турки одевались в дорогие ткани, расшитые золотом, и, наверное, в чём-то были похожи на героев популярного сериала «Великолепный век». Обычный же народ предпочитал простую и функциональную одежду. Чтобы она была удобной для работы в поле, и чтобы в ней было тепло зимой и не жарко летом.
Такими же трендами развивался и татарский национальный костюм, который с веками приобретал разные детали, схожие с костюмами близких по культуре народов. А поскольку поволжские татары – это тюрки кыпчакской группы, общих элементов у татарского и турецкого костюмов достаточно много. Определить их нам помогла основатель и руководитель культурного центра «Мельница» в национальном комплексе «Туган Авылым» Фарида Бибарс.
Общее для мужчин и женщин
Одна из самых распространённых деталей турецкого национального костюма – мешковатые брюки salvar, по-русски – шаровары (есть ещё сленговое и близкое к оригиналу слово «шальвары»). Их можно встретить в любом уголке Турции – от Центральной и Восточной Анатолии до побережья Эгейского и Мраморного морей. И шаровары активно носят как женщины, так и мужчины. Может лишь чуть-чуть меняться крой, орнаменты и цвета. Мужчины часто заправляют шаровары в сапоги – для удобства в ношении эти штаны сужаются к стопе. А вот у татар шаровары встречаются только в мужских костюмах.
Мужскими и женскими одновременно могут быть и другие составляющие костюма: нижняя сорочка, называемая гёмлек, короткий верхний жилет (йелек) и пояс – кушак. Такой же пояс с точно таким же названием носили и татары.
Пояс на мужском костюме имел особенное значение. Надевали его поверх короткого жакета и заматывали в несколько слоев – в развёрнутом виде кушак мог достигать 3-4 м. В складках образовывались «карманы», куда можно было положить, к примеру, кошелёк или кисет с табаком.
Мужчины всегда заправляют рубаху в штаны, а поверх рубахи надевают жилет. Зимой они носят тёплую куртку, которую называют чепкен, по названию напоминает среднеазиатский чапан, но короче.
В татарском мужском костюме также может присутствовать несколько рубах – нательная и основная. Мужчины-татары рубаху в штаны не заправляют, а надевают поверх, повязывая кушаком. Поверх одевается жилет, халат или чапан. Со временем к верхней одежде татар добавились камзол, казакин или бишмет. Камзол и казакин шились на запах. У татар и турок в мужской верхней одежде преобладали сдержанные цвета – коричневый, тёмно-синий, чёрный.
Женские костюмы – общее и особенности
Турецкий женский наряд дополнялся юбкой сложного состава (ючетек) и длинным платьем с рукавами, покрывающими руки полностью. Оно называлось энтари. Иногда поверх платья женщины надевали жилет или распашной жилет, называемый инчик. Современная версия костюма стала более практичной: длина доходит до середины икры либо чуть ниже, а рукава фиксируются на запястьях. Обязательный атрибут женского национального платья – передник, а также украшения вышивкой из народных орнаментов. В узорах превалируют природные мотивы, и этим турецкие передники очень близки татарским. Женские платья часто украшали драгоценными и полудрагоценными камнями, ювелирными изделиями. Интересной деталью были высокие носки с вышивкой ручной работы. Они полностью прикрывали видимую из-под штанов или платья ногу.
Татарские женские костюмы изготавливались из хлопка, шёлка, парчи, бархата и льна. Длинная рубаха напоминала платье. Широкий халат, камзол также мог быть без рукавов и запахивался на правую сторону, имея длину до середины бедра. Украшали одежду лентами, вышивкой и позумента – тесьмой, шитой золотом или серебром. Особое место в костюме занимали украшения, которые собирались девочками прямо с рождения. В детстве это монеты с просверленной дырочкой, ленточки и броши, потом уже более солидные подарки близких и мужа – после замужества. Они с использованием вышивки крепились на нагрудник (изю) и плечевой пояс (хасите). У женщины богатого сословия хасите могло весить от 6 до 18 кг. Также наряды татарочек украшали нависочные, налобные украшения, накосники, подкосники, браслеты и броши. Наряды турчанок в обилии украшений не уступали, однако на них не встретишь хасите или изю. Эти элементы татарки позаимствовали у соседей в Среднем Поволжье – марийцев, чувашей, и удмуртов.

Важной особенностью традиционного турецкого и татарского женского костюма является яркая, пёстрая расцветка и многослойность одежды. Отчасти это связано с религиозными условностями – турчанкам нужно было прятать все части тела, кроме стоп, кистей рук и лица. В некоторых случаях пряталось и лицо.
Но османские портные – предки современных турецких модельеров – всё равно создавали одежду, которая подчёркивала женскую фигуру и делала её привлекательной даже в условиях многослойности и свободного кроя. Кстати, этим турецкие национальные костюмы выгодно отличались от арабских, которые всегда скрывали силуэты своих владельцев.
Умения османских портных пережили канувшую в лету империю и дошли до наших дней. Считается, что конструкция рукава «летучая мышь» была взята именно из турецкого костюма. Сохранили актуальность и даже вошли в мир высокой моды и шаровары.
Головные уборы: традиции и оригинальность
Татарский мужской головной убор является общим для многих тюркских народов. Это всем известная тюбетейка (каляпуш, тюбетей). Она может быть с вышивкой или однотонной, без вышивки. Головной убор состоял из двух частей: нижняя (для повседневного домашнего ношения) и верхняя (на выход). Турецкие родственники тюбетейки – фески, которые могут быть как мужскими, так и женскими. Они могут быть повыше и, как правило, имеют кисточку. В отдельном ряду – исторические высокие головные уборы ханов и военачальников, а также классические восточные тюрбаны.
Обязательная деталь женского одеяния – и у татарок, и у турчанок – разноцветный и многослойный платок. Часто используется несколько платков из разных тканей для соблюдения традиции покрывать голову, шею и плечи. В Турции можно встретить и головные уборы с вуалью.

Обязательным атрибутом в одежде женщин являлся калфак. Фото: Культурный центр «Мельница» в «Туган Авылым»
Кстати
Разновидности калфака
Ещё один интересный женский головной убор, очень популярный среди татарок на рубеже XIX-XX вв., называется калфак. И у него много разновидностей: ак калфак – белый калфак с удлинённым вязанным чулком и налобной бахромой, калфак-наколка, крепившийся специальными заколками к волосам женщины по центру головы. Калфак изготавливали из бархата и различных дорогих тканей с вышивкой, и этот головной убор не только закрывал волосы, но и украшал женский облик.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть