Как собирают вертолеты
Женщина-водитель, женщина-диспетчер или хирург - это уже стало привычным. Представительницы прекрасного пола не просто успешно справляются с традиционно «мужским делом», но и часто становятся блестящими специалистами. Однако профессия «жестянщик» применительно к женщине, да еще и на авиапроизводстве – этот случай достоин особого рассмотрения.
Фарида Зиннатуллина - резчик металла и жестянщик на Казанском вертолетном заводе. «АиФ-Казань» расспросил ее, каково это, строить вертолеты.
Подъемная сила для вертолета
«Ветеран завода» (2005 г.), «Заслуженный ветеран завода» (2010 г.), участник почетной галереи «Лучшие люди завода» (2013 г.). Фарида Зиннатуллина еще и пять раз получала благодарность генерального директора КВЗ.
«Я думаю, что награждали меня за мою ответственность, – улыбается Фарида Ахметхановна. - Я ни разу не покинула рабочее место без уважительных причин. Да и на больничные почти не ходила, спасибо, здоровье не подводило. Только с сыном, когда он маленький был».
А самое главное, за 37 лет продукцию, выходившую из-под ее рук, ни разу не признали бракованной. Жестянщиком она работает с 1999 года. Кстати, жестянщиков-женщин в цехе №3, в котором работает Зиннатуллина, всего две, остальные мужчины. Руководство предпочитает отдавать жестяные работы по изготовлению лопасти на откуп именно прекрасному полу, потому что нужны точность, скрупулезность, терпение. А между тем участок Фариды Ахметхановны особенно ответственный, ведь здесь работают с обшивкой лопастей несущего винта. Именно винт создает подъемную силу для тяжелой машины. Лопасть испытывает большие аэродинамические нагрузки - изгибающие, скручивающие, разрывающие - даже при ясной погоде, а она работает в дождь, снег, в облаках. Перед отправкой в следующий цех пластины из прочного закаленного металла на участке Зиннатуллиной режут, гнут, подрезают.
Особенно ценят на КВЗ универсальность сотрудницы, ведь она может работать сразу на нескольких станках - резочном, подрезочном, формовочном, штамповочном и других, а также заниматься ручной рихтовкой (выправлением) деталей после станка. На резке она делает 1000 деталей за смену.
Гены авиастроителей
В трудовой книжке 55-летней Зиннатуллиной всего два места работы: предприятие, производящее лекарства, а с 1979 года - Казанский вертолетный завод. Начинала она как резчик металла на ножницах и прессах.
«На курсах или в училище невозможно научиться тому, что я здесь делаю, все-таки режимное предприятие, - рассказывает Фарида Зиннатуллина. - Тут главная роль у наставников. Меня учила Фирая Галимзянова. А потом и я стала обучать. Уже 15 лет работает моя ученица Василя Зиннатова, а другая уже на пенсии.
Вся жизнь Фариды Зиннатуллиной тесно связана с Казанским вертолетным заводом. Уже 37 лет каждый день она приходит к этим станкам, и именно здесь она встретила свою судьбу. Ее муж больше 30 лет проработал на этом предприятии, в 36 цехе.
«До замужества у меня было место в общежитии, потом нам завод дал комнату, а после рождения детей - квартиру. Вторую мы уже купили сами по долевому строительству, - рассказывает Фарида Ахметхановна. Зарплата, я считаю, немаленькая для женщины – 25 - 30 тысяч рублей, а раньше еще больше получалось». У нее третий разряд, но это вовсе не потолок. Если хочешь учиться – на предприятии посодействуют в этом, отпустят на заочное отделение, рассказывает Зиннатуллина.
Сын четы Зиннатуллиных продолжил династию авиастроителей, закончив Казанский энергоуниверситет с красным дипломом. Он работает инженером-технологом на КАЗ им. Горбунова. А дочь стала учителем, сейчас уже завуч в гимназии.
Начало смены у Зиннатуллиной в 6.45, окончание в 15.30. Пятидневка, так что хватает времени и на внука, который нынче пойдет в первый класс, и на садово-дачные хлопоты на участке родителей. Да и коллектив дружный.
Фарида Ахметхановна признается, что собирается и дальше трудиться, а заслуженный отдых подождет. «Я давно уже поняла, что не ошиблась с выбором своей профессии тогда, в 79-м. Ведь я с радостью прихожу утром на работу, не каждому так повезло. И мне очень приятно, что меня ценят руководство и коллеги», заключает ветеран-авиастроитель.
Подготовлено при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ