Примерное время чтения: 4 минуты
221

Три жизни Ивана Беленкова. Он обеспечивал связью Тегеранскую конференцию

Под руководством Беленкова были построены и все железнодорожные мосты в Казани и Васильеве.
Под руководством Беленкова были построены и все железнодорожные мосты в Казани и Васильеве. / Ирина Рогожина / личный архив

Есть такие люди, чьи подвиги остаются в тени при жизни. Одним из таких был Иван Беленков. Он родился на закате Российской империи и умер во время гибели советской империи.

Советская родина много ему дала, и он дал ей много. Мало кто знает, что под руководством Беленкова были построены все железнодорожные мосты в Казани и Васильеве.

Был и такой факт в его биографии, как обеспечение связью Тегеранской конференции. О его судьбе «АиФ-Казань» рассказала казанский краевед Ирина Рогожина.

Учиться и учиться

На сайте «Подвиг народа» об Иване Михайловиче информации очень мало. Родился в деревне Мирёнки Алатырского уезда Симбирской губернии (сейчас – Алатырский район Чувашии) в крестьянской семье за два года до Великой Октябрьской революции. Известно, что он участник Великой Отечественной войны, награждён медалью «За победу над Германией». Восстановить детали биографии Беленкова Ирине Рогожиной помог запрос в архив Казанской железной дороги.

После революции семья переезжает в Алатырь, где отец – Михаил Матвеевич Беленков – устроился работать на железную дорогу и прошёл путь от слесаря до паровозного машиниста.

Сын Иван пошёл по стопам отца. Окончив шесть классов, 15-летний Иван Беленков поступил в ФЗУ при Алатырском паровозоремонтном заводе.

В 30-е годы семья переехала в Татарию, в посёлок Юдино Казанской железной дороги. Иван начал работать слесарем-автоматчиком пункта автотормозов вагонного участка. Но тяга к знаниям одержала верх, и в сентябре 1936 г. Беленков поступил на первый курс Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Он стал инженером по постройке мостов. А через неделю после выпускного экзамена началась война.

Молодого специалиста отправили в г. Кзыл-Орда Узбекской ССР, где он несколько месяцев работал на Ташкенской железной дороге. Тогда Иван Михайлович и полюбил Среднюю Азию за терпкий аромат дынь и горечь грецких орехов, за горячий песок и холодную воду арыков, за добросердечность и гостеприимство местных жителей. Эту любовь он пронесёт через всю жизнь.

Оглох от напряжения

В августе 1942-го Беленкова призвали в Красную армию, но отправили не на фронт, а на учёбу – в Воронежское военное училище связи, эвакуированное в Самарканд.

По его окончании, в мае 1943 г., Беленков стал радиотехником стрелкового корпуса Закавказского фронта, который дислоцировался в иранском г. Горган в 300 км от Тегерана.

Его батальону было приказано подготовить и обеспечить бесперебойной связью работу предстоящей встречи глав трёх государств. На время проведения конференции на всей территории Тегерана заблокировали связь и запретили выпуск СМИ.

Конференция проходила с 28 ноября по 1 декабря 1943 г., в её работе участвовали главы трёх государств – от США Ф. Рузвельт, от Великобритании – У. Черчилль, от СССР – И. Сталин.

В фильме «Тегеран-43» в основу сюжетной линии легли реальные события в Тегеране в 1943 году. Геворк Вартанян стал прототипом разведчика Андрея Бородина – его роль сыграл Игорь Костолевский.
В фильме «Тегеран-43» в основу сюжетной линии легли реальные события в Тегеране в 1943 году. Геворк Вартанян стал прототипом разведчика Андрея Бородина – его роль сыграл Игорь Костолевский. Фото: Кадр из фильма

Напомним, союзники договорились об открытии второго фронта и обсуждали контуры будущего мироустройства, СССР обязался вступить в войну с Японией после победы над нацистской Германией.

 Наушники связисты не снимали сутками, напряжение было таким, что Иван Беленков оглох на правое ухо, уже после войны ему сделали операцию. Родные ничего не знали об этом факте его биографии. В иранском Горгане он пробудет до августа 1945 г. Новое место службы – Львовский военный округ, где он прослужил ещё два года – до сентября 1947 г.

Во Львове он познакомился с красавицей-полячкой Инной Ауновской, которая работала бухгалтером в магазине военторга. Девушка пережила трагедию – фашисты расстреляли её родителей, а младшего брата бросили в колодец.

После демобилизации Иван Михайлович с молодой женой вернулся в Юдино. Устроился в службу пути Управления Казанской железной дороги, более двух десятков лет работал в проектно-изыскательской группе.

Под его руководством спроектированы и построены мосты через железнодорожные пути в Юдино и Васильево.

В конце 80-х Иван Михайлович вместе женой, у которой на фоне пережитого в молодости началась астма, уехал в Ташкент. В любимую Среднюю Азию. В 1991 г. его не стало. Любимая жена ушла в том же году. Их дети и внуки стали железнодорожниками и продолжателями династии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах