554

Шляпа-брыль и сорочки из бочки. Какие секреты есть в белорусских костюмах

Костюмы, в которых Алёна и Элина выходят на сцену, они получили в подарок в Республиканском центре национальных культур в Минске.
Костюмы, в которых Алёна и Элина выходят на сцену, они получили в подарок в Республиканском центре национальных культур в Минске. / Алена и Элина Абызовы / Из личного архива

Почему белорусы любят красный цвет и как свадебные наряды помогают создать крепкую семью, «АиФ - Казань» рассказали певицы татарстанского дуэта «Руже кветка», исполняющие белорусские национальные песни, Алёна и Элина Абызовы.

Радушно приняли

Дуэт появился в Казани в 2012 году. Девушки назвали свой коллектив в честь средневековой белорусской песни «Руже кветка» («Цветок розы»). Сейчас Алёна и Элина учатся в Казанском университете культуры и искусств на продюсеров кино, театра и ТВ.

Искусством Беларуси сёстры увлекаются с детства. Любовь к нему привила мама – директор музея имени Янки Купалы в Печищах Римма Абызова. «Жизнь так складывалась, что мы постоянно встречались с белорусской культурой, узнавали о ней что-то новое, – вспоминает Алёна. – В музыкальной школе нашим педагогом была учительница из Беларуси. Она заинтересовала нас народными мелодиями своей страны. Когда мы начали исполнять белорусские народные песни – «Купалинку», «Левониху» и другие – получили горячую поддержку со стороны белорусской общины Казани. Нас радушно приняли в ряды белорусов».

Сначала девушки выступали в основном в Доме дружбы народов РТ в Казани и в музее Янки Купалы. Сейчас их приглашают в Чебоксары, Самару, Москву и, конечно же, в Минск. Костюмы, в которых Алёна и Элина выходят на сцену, они получили в подарок в Республиканском центре национальных культур столицы Беларуси. Девушки настолько ими дорожат, что везли в Казань на руках, не укладывая в чемоданы. Историю белорусского национального костюма Алёна и Элина изучают не только по книгам. Много интересных фактов они узнали в музее народной архитектуры и быта этой республики.

«Это большой комплекс под открытым небом, в котором представлена культура разных областей страны, – делится впечатлениями Элина. – Дома, усадьбы привезены из разных уголков республики. Есть школы, церкви, домашняя посуда, утварь и, конечно же, одежда. В разных районах она разная. В Беларуси существует более 30 вариантов национального костюма – несколько строев, как там говорят. Наши сценические костюмы не относятся к какому-то определённому строю. Они скорее театральные. Посмотрев киноспектакль по пьесе Янки Купалы «Павлинка», поставленный в 1951 году, мы заметили, что наши костюмы очень близки к тем, в которые одеты актёры в этой постановке».

Белый цвет – символ чистоты

В Беларуси сёстры Абызовы видели и так называемые шляхтские или городские костюмы, которые в XIX веке носили аристократы, мелкопоместные дворяне. Но они, по сути, копировали общеевропейскую моду. Национальный белорусский костюм сложился на основе одежды, которую носил простой народ.

Путешественники, исследователи отмечали, что в старину одежда белорусов была, как правило, белой. Есть мнение, что именно цвет одежды жителей отражён в названии страны.

Женский костюм состоял из сорочки, у которой обязательно должна быть вышивка на рукавах, юбки, гарсета (жилета-безрукавки) и фартука.
Женский костюм состоял из сорочки, у которой обязательно должна быть вышивка на рукавах, юбки, гарсета (жилета-безрукавки) и фартука. Фото: Из личного архива/ Алена и Элина Абызовы

Основой костюма мужчин, женщин и детей была белая сорочка, которую шили из льна. Длинная рубашка из толстого полотна часто была единственной одеждой ребёнка до шести-восьми лет. Только после этого возраста мальчик впервые надевал штаны, а девочка примеряла юбку.

Сорочки и взрослых, и детей украшали вышивки с орнаментным узором, чаще всего красного цвета.«Белый цвет в белорусской культуре – символ чистоты, надежды, – говорят сёстры Абызовы. – А красный цвет символизирует защиту. Символа розы в белорусских национальных орнаментах мы не встречали. Видимо, потому что орнамент в форме круга в этой культуре встречается редко».

В белорусских орнаментах очень много геометрических форм. Так, треугольник символизирует женское начало. Квадрат означает плодородие, ромб символизирует хлеб, две птицы – образ любви, счастливого брака. Понимая значение символов, можно прочитать вышивку как отдельные предложения с законченным смыслом. Ведь вышивки являются не только украшением, но и оберегом.

Завейте невесту!

В старину каждая девушка с детства училась ткать и вышивать. Родители с гордостью показывали сватам большую деревянную бочку с крышкой, доверху наполненную кусками полотна, вышитой одеждой, рушниками, сорочками. Такие бочки назывались «кублы». Белорусские девушки хранили в них своё приданое вплоть до XX века.

Невеста шила не только венчальную рубашку жениху, но и несколько праздничных сорочек. Перед свадьбой девушка мылась в бане и должна была вытираться сорочкой, которую она сшила для жениха. Существовало поверье, что после этого муж будет любить её всю жизнь.

Чтобы семья была дружной и счастливой, жениху надо было надеть подаренную невестой сорочку именно в тот момент свадебного обряда, когда невесте завивали намитку, то есть надевали женский головной убор. Намитка представляет собой длинный кусок прямоугольной ткани, который повязывали вокруг головы, закрывая шею. Завивать невесту, то есть надевать на неё намитку, должны были счастливые в браке женщины.

Намитки, а также мужские и женские свадебные сорочки у белорусов принято хранить как особую ценность всю жизнь. Женские венчальные сорочки иногда передавали по наследству дочери и даже внучке. Умершую женщину часто хоронили именно в свадебных сорочке и намитке. Считалось, что благодаря этой одежде она легко найдёт в потустороннем мире своих умерших родственников.

Верхней одеждой мужчин была свита, которую, как и сорочку, дополнял пояс.
Верхней одеждой мужчин была свита, которую, как и сорочку, дополнял пояс. Фото: Из личного архива/ Алена и Элина Абызовы

Гарсеты, порты и кожухи

И в праздники, и в будни женщины носили костюм, состоявший из сорочки, у которой обязательно должна быть вышивка на рукавах, юбки, гарсета (жилета-безрукавки со шнуровкой или с застёжкой на пуговицах) и фартука.

Юбки чаще всего шили из шерстяной ткани в клетку красного и сине-зелёного цветов. Жилеты в разных районах были разного кроя и длины: либо прямые до талии, либо удлинённые с клиньями. Гарсеты украшали аппликациями, тесьмой. Праздничные гарсеты шили из парчи, бархата или яркого ситца. Свои украшения были и у фартуков: на них нашивали кружева, делали вышивки.

«Фартуки, платки, чепцы в своих костюмах мы стараемся не использовать, ведь это символы замужней женщины, – рассказывают Алёна и Элина. – Девушки заплетали косы, носили головные повязки с орнаментами, а летом венок из луговых трав, в котором всегда были васильки. Эти цветы – один из неофициальных символов белорусов, как для русских ромашки, для татар – тюльпаны. Скромные, маленькие, но в то же время очень красивые, яркие васильки отражают душу народа. Белорусский характер – это прежде всего спокойствие, умение держать себя в руках, доброжелательность – черты, сразу вызывающие доверие».

Народный мужской костюм состоял из рубахи и штанов, которые называются «ногавицы», «порты». Сорочку носили навыпуск и подпоясывали. Мужчины также надевали безрукавки, носили и однобортные пиджаки. Верхней одеждой была свита – одежда прямого кроя наподобие сюртука. Свиту, как и сорочку, дополнял пояс.

На голову мужчины летом надевали соломенную шляпу, которая называется «брыль», а зимой – шапку-ушанку из овчины. В холодное время года и мужчины, и женщины облачались в овчинные кожухи.

Считалось неприличным показаться на людях без головного убора и пояса. Но если крестьянин или крестьянка выходили на улицу босыми, это никого не шокировало. Ведь многие носили обувь только по праздникам. Кожаные сапоги появились в народном костюме только в XIX веке. До этого крестьяне носили лапти, которые называли «щербаки».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах