Отчего излишняя опека глухим детям вредит, почему они не приходят на городские праздники в Казани и как решить проблему дефицита переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков) – об этом интервью в «АиФ-Казань» с председателем Татарского республиканского отделения Всероссийского общества глухих Венерой Гаулстон.
Живут в разных мирах
Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Венера Мунировна, сколько в РТ людей с ограничениями слуха и чем им помогает ВОГ?
Венера Гаулстон: Всероссийское общество глухих (ВОГ) – старейшее в России общественное объединение инвалидов по слуху, оно образовано ещё 25 сентября 1926 года. Цель ВОГ – защита прав и интересов граждан с нарушениями слуха, их интеграция в общество. Это помощь в трудоустройстве, образовании, медицинских услугах, доступности объектов, предоставление переводчиков жестового языка.
Эти вопросы могут быть масштабными, на уровне законотворческой деятельности, или касаться помощи отдельному человеку, например, где и какую получить профессиональную подготовку, чтобы потом найти работу.
Что касается статистики, в РТ свыше 4 000 граждан имеют нарушения слуха, то есть являются глухими, слабо слышат с рождения либо потеряли слух с возрастом. Из них 1650 татарстанцев, владеющих русским жестовым языком, являются членами регионального отделения ВОГ. Значительная их часть – около тысячи человек – живут в Казани. Остальные относятся к филиалам в Набережных Челнах, Зеленодольске, Нижнекамске и Альметьевске.
К сожалению, не охвачены членством в ВОГ жители других городов и сел, деревень. Открыть там свои филиалы не можем, поскольку ВОГ – общественная организация и живёт за счет небольшой субсидии из федерального бюджета и сдачи своих помещений в аренду.
Есть и люди, которым особенно сложно – слепоглухие. Их в РТ около 50 человек, из них 22 человека – члены нашего Общества.
– Часто случается, что в детстве людям с ОВЗ (с ДЦП, имеющим проблемы со зрением и др.) уделяют много внимания, а когда они вырастают, оказываются предоставлены самим себе. Наблюдается ли это в среде глухих и слабослышащих?
– В определённой степени да. Социализация взрослого человека во многом зависит от профессиональной реализации. Но в сегодняшних реалиях человеку, который говорит только на жестовом языке, очень трудно трудоустроиться самостоятельно. Руководители не готовы брать на работу даже людей с достойным профессиональным образованием. И это один из самых сложных вопросов, с которыми сталкиваются глухие и слабослышащие. Проблема в первую очередь психологическая, ведь технические вопросы решаемы – к примеру, можно общаться в мессенджерах.
Это отражение того, что глухие и слышащие люди словно вращаются в разных мирах, мало соприкасаясь друг с другом.
Одна из важных задач татарстанского филиала ВОГ – помочь молодым людям пройти обучение профессии и найти работу. Но заботиться об этом нужно не в 18 лет, а намного раньше. Главное, что должны сделать родители всерьез подумать об интеграции ребенка в общество, не держать его под стеклянным колпаком своей опеки, давать возможность стать самостоятельным.
Но, увы, нередки случаи, что родители приводят в ВОГ своих детей слишком поздно. Когда они выросли, успели замкнуться, им сложно присоединиться даже к ВОГ.
Но мы стремимся их адаптировать к нашему обществу и привлекаем к нашим культурным и спортивным мероприятиям, которые периодически проводим своими силами или совместно с глухими волонтерами. Это республиканские турниры по волейболу, турслёты, молодежные форумы и семинары для волонтеров.
Педагоги учат, не зная языка
– Приходилось слышать оценки, что уровень обучения школьной программе в школах-интернатах хромает: выпускники не понимают значения многих слов за пределами бытовой речи, не могут выразить сложные эмоциональные состояния...
– Проблема, безусловно, есть: в регионах России грамотность глухих детей ухудшается, что связано с качеством преподавания. В СССР для педагогов-дефектологов проводилось обучение для повышения квалификации, они получали знания на различных семинарах, съездах. А главное, практически все педагоги школ-интернатов, работающие с глухими детьми, знали жестовый язык и преподавали на нём. Их ему специально учили, и результат был налицо. Многие их воспитанники, успешно закончив школу, поступали в институты, техникумы. Даже писали грамотнее, чем сейчас.
Сегодня же большинство учителей, преподающих глухим детям, не знают жестовый язык.
– Как же они учат?
– Хороший вопрос. Обходятся наглядными материалами. В результате многие школьники теряют интерес к учёбе. Правда, некоторые наставники после 10 – 15 лет работы в интернате, учатся у глухих ребят и немного осваивают жестовый язык.
Но ситуация с качеством преподавания в РТ отличается в зависимости от учебного заведения. Например, в Нижнекамске, где учатся около 40 человек, большинство педагогов опытные и владеют жестового языком, кроме того, работает переводчик, поэтому уровень обучения хороший.
А вот бугульминский, елабужский и казанский интернаты дают повод для беспокойства. Руководство казанской школы им. Ласточкиной, где обучается( вместе с дошкольным учреждением) 228 детей и работает 96 педагогов, предлагает выйти из положения за счёт привлечения переводчиков.
Министерство образования и науки РТ соглашается с тем, что в каждой коррекционной школе-интернате РТ, где обучаются дети с нарушением слуха, каждый преподаватель должен знать русский жестовый язык, но чтобы их обучить ему нет финансирования.
Один на 114 человек
– В соцсетях видела жалобы, что в РТ не хватает переводчиков и взрослым – сходить к врачу, к юристу. Как вообще организована эта помощь?
– В индивидуальной программе реабилитации инвалидов по слуху предусматривается 84 часа сурдоперевода в год. Выделяется один специалист на группу, и люди между собой договариваются, в какое время они занимают его. ВОГ контролирует качество работы этих переводчиков, они и обучаются на базе нашего регионального общества, и повышают квалификацию каждые два года. Зарплату получают за счет фонда социального страхования.
Другое дело, что в республике всего 35 переводчиков на 4 тысячи нуждающихся, то есть один на 114 человек, и это ещё считается неплохой ситуацией по сравнению с другими регионами. Для сравнения, в Финляндии на одного переводчика приходится лишь 8 человек.
Но есть и хорошие новости. Нынче при поддержке Президента РТ в КФУ был открыт факультет русского жестового языка (РЖЯ), будет первый набор.
Кроме русского жестового, ребята обучатся и «обычному» английскому языку. До этого переводчиков РЖЯ на базе бакалавра готовили всего два всего два учебных заведения в стране – в Москве и Новосибирске.
– Хорошим подспорьем в решении проблем могла бы стать помощь благотворителей. Вам помогают?
– Да, с некоторыми организациями мы дружим уже очень давно, например, с благотворительным фондом «Ярдэм-Помощь». Они для нас как свет в окошке. В 2021году в Казани с их помощью провели Третий Всероссийский фестиваль жестового языка, посвященный 95-летию со дня образования ВОГ, где выступали представители 44 регионов – творческие группы, соревновавшиеся в восьми номинациях – «жестовая песня», «художественное слово», «стендап-комедия» и др.
– В фонде «Ярдэм» проводят программы реабилитации для разных категорий людей с ОВЗ. Члены ВОГ принимают участие?
– Раньше да, обучались на различных мастер-классах, учились каллиграфии, арабскому языку, общались. Но сейчас, нет переводчика, решаем этот вопрос.
– В последние годы активно применяется кохлеарная имплантация – особый вид высокотехнологичного слухопротезирования, когда специальное устройство преобразует звуковые волны в сигналы, понятные мозгу. Как в нашем регионе она развивается?
В основном за такую имплантацию выступают слышащие родители, у которых родился ребёнок с глухотой. Многие думают, что сделают операцию – и на этом все, ребёнок будет слышать и говорить, но в реальности нужна долгая реабилитация, ведь малыша надо учить пользоваться имплантом. Если сама операция делается за счёт государства ( насколько я знаю, все желающие могут получить такую помощь), то реабилитация и немалые затраты при использовании импланта целиком ложатся на плечи родителей. Нередко это тоже становится неожиданностью
В РТ реабилитацией занимается практически один центр – «Говорушки» в Казани, а вот в Москве и Санкт-Петербурге накоплен положительный опыт, дети хорошо развиваются, поскольку есть есть бесплатные центры и в целом работа хорошо организована.
– Как можно помочь людям с нарушениями слуха выйти из вакуума?
– Казанцам не хватает участия в городских праздниках, ведь дело не должно ограничиваться только мероприятия ми нашего общества. Хорошо было бы на таких праздниках, к примеру, организовать площадку для глухих. Нужен и сурдоперевод. Обращались в мэрию Казани, там обещали подумать, но пока результата нет.
– Будет ли в Казани театр для глухих?
– В других городах есть успешные примеры. Например, Театр мимики и жеста в Москве, ведущий свою историю ещё с 60-х, когда он был открыт при Щукинском училище. Его постановки смотрят и глухие и слышащие: интересные темы, выразительная эмоциональная передача, котоой позавидовали бы многие театры. Ставят и для детей – моему слышащему сыну очень нравилось. А играют там глухие актеры, слова которых переводит диктор.
Скоро должна состояться премьера первого спектакля в Барнауле. Там председатель регионального отделения общества глухих нашла театр, который заинтересовался идеей совместного проекта. Слышащие актеры учат глухих актерскому мастерству, а те слышащих – жестовому языку, и на деле достигается такая нужная нам интеграция.
Что касается Казани, у нас есть инклюзивный театр, но глухим пока не получилось влиться в проект, ведь если инвалиды-колясочники общаются и самовыражаются на сцене без проблем, то людям с нарушениями слуха нужно создать особые условия. Нужно продумать все детали. Ждём энтузиастов!
ДОСЬЕ
Венера Гаулстон. Родилась в п. Камское Устье в семье учительницы и ветеринарного врача. Закончила московский Институт экономики и предпринимательства, учится в магистратуре в Институте филологии и межкультурных коммуникаций КФУ по направлению «Филология и прикладное языкознание». Сын учится в аспирантуре «Сколтеха» (Сколково), дочь – школьница, 12 лет. Муж – Кен Гаулстон, эксперт по международному жестовому языку при ВОГ. Хобби – йога, туризм, кулинария (коронное блюдо – губадия).
КСТАТИ
В Татарстане глухие имеют возможность получить техническое образование: с 2011 года такая возможность предоставляется в КНИТУ-КАИ. Раньше им для этого приходилось уезжать в Москву или Новосибирск.
СПРАВКА
В члены ВОГ принимают с 18 лет. Но если дети принимают активное участие в деятельности ТРО ВОГ, то членами организации могут стать их родители до того момента, пока ребята не достигнут 18 лет.