Благодаря ему заговорили о татарстанской школе шахмат. Именно он автор первого шахматного учебника на татарском языке. Пятикратный чемпион РСФСР по шахматам, трёхкратный чемпион Союза, единственный в те годы мастер спорта и по шахматам, и по шашкам, заслуженный тренер СССР… Он играл рискованно, не жалея фигур. Иногда жертвовал их интуитивно, а потому и комбинации его отличались красотой. Одной из самых красивых его побед признана игра с чемпионом мира Михаилом Талем.
Рашид Нежметдинов |
Неудивительно, что большинство биографий написаны о становлении мастера и упускают из виду «главную игру» Рашида Гибятовича – его жизнь. Мало кто знает, что его родным братом был известный татарский писатель Кави Наджми, который заменил ему отца. О семье мастера рассказывает внучка писателя и внучатая племянница шахматиста Фарида Нежметдинова.
Брат, как отец
Рашид Нежметдинов родился в бедной семье. Ещё до этого отец Гибятулла, чтобы прокормить жену и маленького Кави, увёз их в Актюбинск (Казахстан). Этот город стал родиной не только для Рашида, но и для его сестрёнки Лямиги и братишки Талгата. Дети рано остались сиротами. Отец умер в 1917 г., когда Рашиду было 4 года. Заботу о малышах взял на себя 15-летний брат Кави. Вместе с ним дети вернулись на родину родителей (ныне Нижегородская обл.). Там младшего брата Талгата усыновила бездетная семья, а остальных Кави увёз с собой в Казань. Можно сказать, что брат-писатель стал для Рашида главным тренером… не по шахматам, а по жизни.
Пока будущий писатель устраивался на новом месте, вплоть до 1922 г. Рашид и Лямига жили в казанском детдоме на ул.
СПРАВКА | |
---|---|
Жена Тамара Нежметдинова дожила до 2010 г. Личные вещи, награды и фотографии Рашида Гибятовича она передала в дар Нацмузею РТ. Более 10 лет назад сын Искандер Нежметдинов вместе с семьёй переехал в США. Талантливый математик, он преподаёт в одном из университетов штата Огайо. У него двое детей – сын и дочь. Сын Кави Наджми – Тансык Нежметдинов – более 40 лет проработал в КФУ на кафедре радиофизики, умер в 2008 г. Его дочери – Гузяль и Фарида Нежметдиновы - работают в КГЭУ и КГАУ. Шахматистов среди потомков пока нет. |
Островского. А затем старший брат забрал их к себе. Под его крылом Рашид Нежметдинов прожил 30 лет, до женитьбы.
Рашид и Тамара Нежметдиновы поженились в 1952 г., когда жених уже был двукратным чемпионом РСФСР. Их брак был очень крепким. Тамара Ивановна – талантливый педагог, директор школы – имела очень сильный характер. Несмотря на яркий талант мужа, главной в семье была она.
Мастер красивой игры
Жили они в доме №76 по ул. Баумана. У Нежметдиновых был очень скромный быт: никаких ковров, хрусталя и других украшательств, ни малейшей попытки показать, что хозяева поездили по миру и многое повидали. Пожалуй, единственная роскошная вещь, которую Тамара Ивановна приобрела в Иране, – аметистовое ожерелье.
Все праздники семья отмечала в доме Кави Наджми. Дядя Рашид был очень скромный и доброжелательный, но с хитринкой во взгляде, будто что-то задумал. Его не зря называли мастером красивой игры. В его голове постоянно прокручивались шахматные комбинации. Как и многие творческие люди, Рашид Гибятович был рассеян. Мог на какое-нибудь торжественное мероприятие не надеть галстук, даже не подумать о том, чтобы выглядеть более аккуратно и официально, чем обычно.
Рашид Нежметдинов был бессребреником, а жена всё время подтрунивала над ним, что ему безразлично, куда уходят деньги. Вопрос, надо ли зарабатывать, перед ним просто не стоял. Естественно, в семье была тяжёлая финансовая ситуация, ведь учителя и тренеры никогда не зарабатывали много, да и премии за победы были малы.
Рашид Нежметдинов с братом
Своего единственного сына Искандера Рашид Нежметдинов воспитывал примером. Он был слишком увлечён творчеством, чтобы ударяться в педагогику, никогда не объяснял, что хорошо, а что плохо. Он просто говорил о жизни вообще, а сын прислушивался к мнению отца. Но зато его увлечённость сделала мальчика целеустремлённым, он посвятил жизнь науке.
Кстати, он и женился так же поздно, как и отец. Так что внуков Рашид Нежметдинов не понянчил. Он скончался в 1974 году, так и не дождавшись открытия казанского Дома шахмат, за который так боролся. Каждый год шахматисты со всей России собираются в Татарстане на турнире-мемориале его имени.