Почувствуйте разницу!
- Виталий Николаевич, почему представители компании «Боинг», посетив не так давно ваш вуз, ушли ни с чем?
- Более 10 лет назад, когда в Москве открылось представительство «Боинга», компания проявила интерес к перспективной молодёжи из российских авиационных вузов. У нас тогда кое-кого нашли, некоторые студенты даже специальной стипендии от «Боинга» удостоились. Но всё меняется не в лучшую сторону, в том числе учебные программы. Узнав, в частности, что на изучение сопромата, основы основ машиностроения, сегодня отведено 6 лекционных занятий, компания утратила интерес к будущим кадрам.
- А как было раньше?
- Раньше было более 130 часов, включая лабораторные, расчётные, графические работы. На старших курсах изучали теорию упругости, строительную механику летательных аппаратов, теорию прочности, делали курсовые проекты. Аэродинамике отводилось 3 семестра! Не представляю, как без таких знаний можно стать авиастроителем. Медику, который не знает анатомии, не выдадут диплом и не позволят лечить людей.
Допустим, напряжение - и в Африке напряжение, есть базовые константы, где всё понятно. Но появляются новые материалы. Их свойства требуют серьёзного изучения! В КНИТУ на треть сократили учебные часы по всем (базовым инженерным) дисциплинам. Но это не инициатива вуза, всё идёт сверху. Я с 1980 г. возглавляю кафедру, подготовил 40 кандидатов и 8 докторов наук. Если в 1980 г. у нас было 15 преподавателей, то сейчас 4. А студенты? На первой лекции в этом году я ахнул: они же не знают азов механики! Отчислять? Но тогда они пойдут на улицу…
- В других авиационных вузах страны такая же ситуация?
-
Примерно такая же. Высшей школой, авиационной отраслью управляют некомпетентные чиновники. Складывается впечатление, что страна не заинтересована в развитии отечественного машиностроения. То и дело слышим про авиакатастрофы, про изношенные самолёты, а ракеты то не летят, то взрываются на старте… А ведь была могучая авиакосмическая держава! Недавно мы с академиком И. Закировым были в филиале ОКБ Туполева на КАПО им. Горбунова. Раньше на заводе жизнь кипела, теперь – гробовая тишина. Если и делают ещё 1-2 машины, то чуть ли не вручную. А требуются комплексный подход, взаимодействие отраслей, иначе продукция неконкурентоспособна. Когда сдали «Ту» для авиаотряда В. Путина, было около 200 (!) замечаний. Россия вкладывает средства в «Суперджет». Но специалисты давно предупредили, что это непродуктивно, не прорвётся он на мировой рынок. А такие бренды, как «Ту», загублены, скомпрометированы. Во многом потому, что подготовка специалистов «ниже плинтуса».Кого «печём»?
- Как она осуществляется в КНИТУ?
- Прежде учились 5,5 лет. С 4 курса талантливых ребят переводили на индивидуальный план, чтобы больше времени посвящали высшей математике, программированию и т.д. На диплом они представляли проектную работу, в которой зачастую содержался зачаток диссертации. Теперь бакалавром можно стать за 4 года. А магистров должны готовить кафедры, лишённые учебных часов. Да и желающих поступать в магистратуру мало. В итоге дипломы получают и не инженеры, и не исследователи. Кому они нужны? Уж точно не «Боингу»! Там, конечно, рады вытеснить Россию с мирового рынка. С тех пор как в высшей школе внедрена Болонская система, всё пошло наперекосяк. В Казанском авиационном техникуме сейчас готовят специалистов лучше, чем в КАИ. Хотя бы потому, что они проходят нормальную производственную практику. А у наших студентов она никакая. Прежде КАПО, КМПО ежегодно на практику принимали более 100 человек и готовили их «под себя».
- В Госдуму РФ внесён проект Закона о квотировании рабочих мест для выпускников вузов, которым должны обеспечить минимальную зарплату. Работодателям грозят штрафы в случае невыполнения.
- В начале 60-х в КАИ обучалось много будущих китайских авиастроителей…
- В Год РФ в Китае мы с коллегами побывали в г. Сиане на конференции по аэрокосмической технике. Подходили бывшие выпускники КАИ, благодарили, вспоминали Казань… Некоторые из них, кстати, пострадали в годы культурной революции за симпатии к СССР. Нас приглашали на работу, сулили хорошие заработки, для них КАИ – по-прежнему «фирма»! Мы убедились, что Китай стремительно идёт вперёд в отрасли, которая появилась на советской базе с нашей помощью. Сегодня в КНИТУ учатся студенты из Вьетнама. Не удивлюсь, если когда-нибудь они или выходцы из Африки будут учить нас самолётостроению. Планирования развития отрасли нет. Нельзя же планировать только олимпиады!
Подушка безопасности
- До 1997 г. я руководил научно-исследовательской программой «Прочность» минвуза РФ. В конце 80-х в ней были задействованы вузы, НИИ, предприятия, отраслевые министерства страны. Многое удалось претворить в жизнь благодаря такому подходу. Аналогичных программ теперь нет, как нет и многих НИИ, КБ, предприятий. С вузов скоро тоже нечего будет взять, потому что им вменили в обязанность ввести куцый курс обучения, предназначенного для малограмотных. Тогда как наука – непрерывный цикл. Как спорт, где идут от рекорда к рекорду. Чем больше аспирантов, кандидатов, тем прочнее подушка безопасности на пути научного и научно-технического прогресса. Когда из вузов уйдут преподаватели старой школы, прервётся связь времён.
- А как вы оцениваете перспективы авиастроения в Татарстане, ведь оно всегда являлось одной из бюджетообразующих отраслей?
- При нынешней политике в отношении науки, высшей школы и производства возродить отрасль невозможно…