Во времена промышленного переворота конца XIX – начала XX веков Казанская губерния остро нуждалась в подготовленных инженерах и среднем техническом персонале. И вопрос был успешно решен.
Спустя 100 лет республика вновь столкнулась с нехваткой специалистов-технарей. Полезно будет вспомнить о том, как боролись с кадровым голодом век назад.
Об этом рассказывает Вильям Барабанов, доктор химических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета, член-корреспондент Академии наук РТ.
Взрывной рост
После реформ 1860-х годов в Казанской губернии, как и в России в целом, происходил взрывной рост промышленного производства. В течение 30 лет после отмены крепостного права в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности завершился переход к крупному фабрично-заводскому производству. Прокладывались железные дороги, создавались новые производственные центры.
«Технические вузы России не готовили специалистов среднего звена - техников, прорабов, реальные земледельческие училища, ремесленные школы также не обеспечивали кадрами промышленность, - рассказывает Вильям Барабанов. - Появилась нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров, ведь на предприятиях в основном работали люди без специального образования».
В 1868 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» К.Д. Ушинский опубликовал статью «Необходимость ремесленных школ в столицах», в которой говорил, что техническое образование рабочих — «нравственная и экономическая потребность», в этом «есть и патриотическая сторона», ведь страна должна рассчитывать на силы собственных специалистов, а не иностранных.
"Казань - местность, где химическая промышленность в России имеет первостепенное значение и кроме того, производства прядильно-ткацкое и мукомольное в Казани и близ ее сообщают ей характер важного промышленного центра, в котором вполне справедливо учредить промышленное училище ".
(Из доклада министра Народного просвещения на заседании Госсовета 26.06.1889 г.)
«В Министерстве просвещения было принято решение о создании по всей стране 40 учебных заведений, готовящих такие кадры, - продолжает Вильям Барабанов. - Указом Александра III было создано шесть таких учебных заведений. Первое – в Казани. Время его основания - 1890 год - считается годом создания среднетехнического образования в России».
Преподаватели из МГУ
«В столице Казанской губернии было открыто соединенное среднее химико-техническое училище и низшее техническое училище с механической, химической и строительной специальностями, - рассказывает В. Барабанов. - Училище оснастили хорошей химической лабораторией, не уступающей университетской, а также мастерскими с полузаводским и заводским оборудованием для производства соды, сульфата натрия, соляной кислоты, сухой перегонки дерева, железного и медного купороса, квасцов, мыловарения и клееварения.
Начальное образование занимало три года. Сюда шли выпускники городских и уездных училищ, дети мещан и крестьян.
Среднее образование составляло 4 года. Приходили учиться те, кто закончил 4 – 5 курсов реального училища, в том числе дети дворян и чиновников.
Учебные планы тех лет предполагали хорошую общехимическую подготовку. По отдельным вопросам они соответствовали первому курсу современного технологического университета. Об уровне передаваемых знаний говорило и то, что преподавателями были выпускники Московского, Казанского и Харьковского университетов, Санкт-Петербургского технологического института, Московского высшего технического училища и других сильнейших вузов страны. Училище располагало технико-химическими, столярными и слесарно-механическими мастерскими, газовым заводом, собственной электростанцией. Был даже жилой дом для преподавателей и сотрудников.
Большое внимание уделялось практике. Студенты не только знакомились с производством, но и работали механиками, слесарями, аппаратчиками, кочегарами.
Всего в Казанском промышленном училище сделали 17 выпусков специалистов, подготовив 1145 человек.
В 1919 году для обеспечения промышленности страны инженерными кадрами училище было преобразовано в Казанский политехнический институт. В 1930 году на базе этого вуза открылся химико-технологический, строительный, финансово-экономический институты. Таким образом было заложено высшее техническое образование в Казани и Татарской республике».
В основе успеха
Казанские предприятия начала ХХ века были одними из крупнейших в России. На заводах Алафузова было занято до 3,5 тысяч человек, на предприятиях братьев Крестовниковых – 2, 2 тысячи, пороховом заводе - до 2 тысяч человек.
Сегодня Казань — один из крупнейших промышленных гигантов РФ, лидирующий по инвестициям в основной капитал город Поволжья. Множество предприятий входят в топ-500 по РФ. Но этот успех ковался столетиями, и далеко не последнюю роль сыграл уровень технического образования тех, кто его создавал.
Подготовлено при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ