Бизнесмен-гимназист
В летний день 9 июня в аудиториях Казанского кооперативного института Российского университета кооперации было жарко: 10-классники защищали свои предпринимательские проекты.
Уровень был не школьный – каждая работа включала маркетинговые исследования рынка, расчет окупаемости, предложения по минимизации затрат.
На суд зрителей, среди которых присутствовали замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ Клара Тазетдинова, а также генеральный директор ресторана «Караван-Сарай», управляющий ресторанов «Купеческое собрание» и «Пьяцца Фонтана» Альбин Баймурзин, были вынесены три больших групповых работы - «Создание мобильных приложений», «Производство эксклюзивной мебели», «Ресторан татарской кухни для приезжих», «Производство уникальных светильников».
Свои разработки ученики 121-го лицея, 126-й гимназии и других учебных заведений Советского района подготовили в рамках проекта «Введение в профессию», созданного в 2014 году Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ. Помогали ребятам в работе преподаватели-наставники Казанского кооперативного института, специализирующиеся на экономических дисциплинах.
Выпускник должен трудоустроиться
Вырастить, выучить, дать профессию, которая финансово обеспечит – вот задачи, которые во все времена ставили перед собой родители. А сегодня они хотят, чтобы она еще и была по душе: «Занимайтесь тем, что нравится, и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня».
В условиях, когда образование стоит недешево, тем более не хочется ошибиться с выбором специальности для выпускника школы. Помочь определить свои склонности и интересы, а также на практике попробовать себя в различных специальностях – задача проекта.
«Введение в профессию» включает несколько этапов:
- профориентационное тестирование на выявление склонности к определенной профессиональной сфере. Школьнику рекомендуется несколько профессий с учетом реальных потребностей рынка труда;
- информирование о содержании профессий, возможностях получения образования и вариантах трудоустройства,
- построение траектории профессиональной карьеры;
- экскурсии школьников и их родителей в образовательные организации и на профильные предприятия;
- и, наконец, азы профессиональной подготовки – школьники получают их в образовательной организации.
За два года в проекте «Введение в профессию» уже приняли участие более 400 старшеклассников.
Научный подход к конфликтам
Итак, сотни казанских 9- и 10-классников дали возможность попробовать себя не только в рабочих профессиях, но и в роли бизнесменов.
В Казанском кооперативном институте Российского университета кооперации разработали практикоориентированную программу. Треть ее составляют лекции, а две трети - практические семинары, которые проводят успешные бизнесмены Татарстана. К примеру, с целью ознакомления с ресторанным бизнесом учащиеся посетили ресторан «Гаштет» на пр. Ибрагимова. Генеральный директор ПКФ «Майдан» М.А. Горшунова директор ресторана Е.П. Никифорова провели экскурсию по ресторану, рассказали о маркетинговой деятельности, рекламной политике заведения, работе с поставщиками.
Заместитель председателя правления Национального агентства прямых инвестиций И.В. Вдовин провел занятие в IT-park, раскрывая вопросы особенностей проектной деятельности инвестиционных проектов предприятий республики и тренды современных стартапов.
На выездном занятии на предприятие «Бахетле-1» слушатели программы обсуждали особенности торговых процессов, мерчендайзинг, управление персоналом с тренинг-менеджером по товароведению Корпоративного учебного центра «Бахетле-1» Б.Х Габитовым и директором магазина Р.В.Синенко.
Занятия дают прикладные и востребованные знания по темам «Психология бизнеса и предпринимательское мышление», «Развитие креативных и предпринимательских способностей», «Создание неповторимого бренда». Подробно освещается ведение малого бизнеса в активно развивающихся сферах Казани: общественное питание, сервис, сфера гостеприимства.
Практические кейсы на тему «Эффективная коммуникация», «Конфликтология», «Искусство ведения деловых переговоров, ораторское искусство и язык жестов» будут нужны ребятам при построении карьеры в самых разных сферах.
В рамках программы все слушатели подготовили и выяснили нюансы создания интернет-магазина, интернет-сайта. За 4 часа школьники осваивают инструмент, с помощью которого можно выстроить перспективный бизнес. Ведь интернет-торговля набирает обороты и является очень многообещающим направлением.
В конце обучения школьники под руководством своих преподавателей защитили разработанные проекты и получили специальные сертификаты. Кроме 16 школьников, представивших свои работы в июне, в сентябре это сделают еще 84 человека.
«Сегодня мы говорим о IV промышленной революции, - рассказывает заместитель министра труда, занятости и соцзащиты РТ Клара Тазетдинова. - Чтобы стать ее полноправными участниками, требуется начинать подготовку еще до выпуска из школы, даже если речь идет о рабочей специальности. Рабочий - это не тот человек с отверткой, которого мы помним в XX веке, а сотрудник, который способен запрограммировать станок, а также наладить электронику в случае сбоя. Я была на заводе, где производятся автомобили «БМВ» – в цехах минимум людей, они наблюдают, как работает техника. Это наше будущее.
Что касается подготовки бизнесменов, президент РТ Рустам Минниханов сказал в Послании Госсовету РТ на 2016 год: «Необходимо вовлекать нашу молодежь в предпринимательскую деятельность. Будущих бизнесменов надо готовить уже со школьной скамьи». Это не исполнители, а люди, мыслящие системно».
Комментарий эксперта
Ильдар Насретдинов, ректор Казанского кооперативного института:
- Занимаясь программой «Введение в профессию», мы ставим целью подготовить новый слой бизнесменов – мыслящих, активных, свободных. Предприниматель - это человек, готовый рискнуть, принимающий ответственность на себя. Он по-другому сознает мир и свое место в нем, чем большинство из нас. На представителях малого и среднего бизнеса будет лежать основная задача по росту производства в республике.
Я считаю, что к вопросу практики еще до начала работы нужно относиться очень серьезно. Неслучайно у нас только этим летом 300 студентов уехали в Крым практиковаться в роли барменов, поваров, горничных, спасателей, озеленителей. При этом институт отправляет своих студентов на практику не один-два раза в год, а несколько раз, например, в Metro, «Ашан», рестораны. По сложившейся практике многих из них работодатели «забронируют» заранее.
Подготовлено при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ