Готовы ли татарстанские высшие и средние учебные заведения подготовить необходимое число выпускников? Насколько высок современный уровень образования в области IT? И как строится взаимодействие бизнес- и образовательных структур в сфере обучения «айтишников»?
На эти и другие вопросы отвечали участники «круглого стола», организованного «АиФ-Казань».
Спрос опережает предложение
- Какие специальности в области IT сегодня наиболее востребованы?
- Начну с того, что у хорошего «айтишника» проблем с трудоустройством не будет, в какой бы области он не специализировался, поскольку сегодня на рынке существует их существенный недостаток. Как правило, студенты начинают работать еще со старших курсов, - комментирует ситуацию декан факультета информационных технологий университета управления ТИСБИ к.т.н., доцент Александр Козин. - Наш вуз постоянно отслеживает тенденции на рынке IT-услуг, исходя из чего, могу сказать, что сегодня от программистов акценты смещаются в сторону аналитиков, специалистов по построению моделей бизнес-процессов, хорошо знающих предметную область и умеющих ее формализовать. В частности, на нашем факультете ведется подготовка выпускников по прикладной информатике в экономических системах с углубленным освоением пакета 1С предприятия.
- Наша компания недавно вышла на рынок республики, и вопрос поиска подходящих кадров встал очень остро. Пока приходится привлекать специалистов из Москвы, Питера, Самары, но очень хотелось бы видеть в числе наших сотрудников и местных «айтишников», - подтверждает его слова Лада Сергунина, заместитель директора компании «PocketBook Region».
- Мы готовим специалистов по 6 направлениям, при этом наиболее востребованы сегодня специалисты по направлению «Информатика и вычислительная техника» - это системные аналитики, системные архитекторы и администраторы, - отмечает директор института технической кибернетики и информатики КГТУ им. Туполева д.т.н., профессор Лилия Емалетдинова.
- На наш взгляд IT-предприятиям не хватает узконаправленных специалистов, для подготовки которых необходимо такое учебное заведение, которое быстро бы адаптировалось под нужды бизнеса и могло подготовить выпускников под конкретный инвестиционный проект. Я считаю, что это очень актуально, поскольку сейчас в экономике Татарстана IT-предприятия занимают всего 2%, - делится мнением генеральный директор казанского филиала компьютерной академии «ШАГ» Лариса Аледжанова. – Кроме того, у IT-компаний есть еще одна большая проблема – подбор кадров для руководящего состава – руководителей проектов, IT-менеджеров. У академии есть заказы на подготовку таких специалистов от иностранных компаний по программе «Эффективная карьера» - для них это выгодно поскольку, как известно, в России более дешевая сила. Однако местные компании, почему то пока не пользуются данной возможностью.
- Действительно, сегодня требуются не просто программисты, а люди, которые знают проблемы управленческого профиля, хорошо разбираются не только в информационных системах, но и бизнес-процессах, продолжает Александр Козин. - Выпускники должны уметь обследовать деятельность информационной инфраструктуры предприятия и связывать инновационные технологии с реальными управленческими процессами. Только в таком случае мы можем говорить о том, что специалист и инновации внедрит, и экономическую прибыль от них рассчитает. Таких специалистов мы будем готовить на новом направлении «Бизнес-информатика», которое открываем в этом году.
Физика не в моде
- В чем причина дефицита «айтишников» на рынке труда? Быть может, недостаток абитуриентов?
- Скорее, правильнее говорить о недостаточном уровне подготовки абитуриентов, - отвечает Лилия Емалетдинова. – К сожалению, с каждым годом уровень базовой подготовки по математике и физике опускается все ниже. Причем, если по математике ЕГЭ обязателен, то ЕГЭ по физике в этом году в РТ планируют сдавать всего около 5000 человек! И лишь немногие из тех, кто сдаст его успешно, выберут для себя область IT.
- Частично решить эту проблему помогают подготовительные курсы для абитуриентов, - говорит Лариса Аледжанова. – В нашей академии, например, существует подготовка, которая позволяет «подтянуть» будущих студентов, чтобы впоследствии им было легче воспринимать учебную программу.
- Причина дефицита специалистов заключается еще и в недостаточном уровне их подготовки, - отмечает руководитель отдела управления персоналом ОАО «ICL -КПО ВС» Иван Тихонов. – Есть, конечно, выпускники, которые сразу нас устраивают, но их меньшинство, в основном приходится доучивать их до того уровня, который позволит им работать с нашими заказчиками. Мы вынуждены вкладывать в это достаточно большие средства.
- Из «слабых звеньев» подготовки IT-специалистов отмечу, во-первых, недостаток практики, предметной подготовки, во-вторых, отсутствие у выпускников понимания коллективной работы, не говоря уж о проектной, - добавляет начальник департамента систем управления предприятия ЗАО «АБАК-Центр» Николай Сусаров. – Получается, как в анекдоте – выпускники готовы работать «от забора и до обеда», а вот понимание общей цели коллектива, миссии предприятия отсутствует.
Все на практику!
- Какими видятся пути решения данных проблем в области подготовки «айтишников»?
- Одна из главных причин, из-за которой может страдать качество образования в сфере IT – старение кадров. Поскольку в IT-компаниях зарплаты выше, чем в вузах, молодые талантливые специалисты предпочитают работать там, нежели преподавать, - уверена Лилия Емалетдинова. – Частично мы решаем эту проблему, привлекая для чтения курсов сотрудников IT-структур. Но в идеале нужна государственная программа омоложения преподавательских кадров. Также для повышения уровня образования эффективна была бы схема целевой подготовки: IT-компания заключает коммерческий договор с вузом на обучение специалистов определенной компетенции. При этом студенты будут прикреплены к предприятию, получат хорошую практику, а также опыт работы еще в процессе обучения, а компания получает «заточенных» под себя специалистов. Подобный опыт взаимодействия с предприятиями у нас есть и он весьма успешен.
- Мы в свою очередь также заинтересованы в сотрудничестве с вузами, поскольку многие начинают работать у нас еще со студенческой скамьи, - добавляет Иван Тихонов. – Например, совместно с КГТУ(КАИ) мы создали межкафедральный факультет. Кроме того, выплачиваем именные стипендии 10 лучшим студентам КГТУ(КАИ) и К(П)ФУ, ежегодно проводим олимпиады и турниры по программированию, семинары для студентов.
- Наша академия старается решить данные проблемы таким образом: при каждом из трех направлений подготовки специалистов мы создали компанию, которая занимается предоставлением услуг в данном направлении (например, разработка дизайна), - отмечает Лариса Аледжанова. - Причем в этом процессе задействованы как преподаватели (что позволяет им получить дополнительный заработок), так и студенты, которые приобретают опыт работы, получают практику и составляют портфолио.
- В нашем вузе существует информационно-технический центр, в котором совместно с профессиональными программистами, инженерами и аналитиками работают студенты, благодаря чему последние получают и предметную подготовку, и навыки коллективной работы, - добавляет Александр Козин. – Поэтому, помимо участия государства в решении данных проблем, (которое, безусловно, должно быть), эффективным вариантом повышения уровня подготовки IT-специалистов я вижу в участии студентов в реальных бизнес-проектах. Одним из таких проектов является разработка интегрированной системы управления учебным заведением (ИСУ ВУЗ), которая ведется на базе нашего университета и приобретает все большую популярность в вузах России.