187

Решай, какой вуз выбрать!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Татарстан 28/09/2011

Процент людей с высшим образованием в России достаточно невелик – 42% от всего населения. По подсчетам экономистов, для развития страны нужно, чтобы как минимум половина граждан имела вузовские дипломы.

Делить нельзя

- В обществе ещё обращают внимание на то, государственный вуз или негосударственный...

- Вопрос о качестве образования в зависимости от форм собственности вуза ставится только в нашей стране, - говорит проректор по связям с общественностью Института социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ) Олег АЛЕЕВ. – Во всём мире говорят просто «высшее образование». Многие частные вузы уже неоднократно подтверждали свой статус – они аккредитованы, имеют лицензии, на тестировании студенты показывают высокие результаты, а трудоустройство выпускников не хуже, чем в госвузах. Частные вузы доказали своё право на существование, развились и успешно продолжают свою деятельность. Например, ИСГЗ (первый негосударственный вуз Казани) уже 20 лет на образовательном рынке.

- Вопрос о разделении вузов, исходя из формы собственности, является некорректным, - говорит проректор по связям с общественностью ЧОУ ВПО «Академия социального образования», д.п.н., профессор Римма ГИЛЬМЕЕВА. - Госаккредитация позволяет нам считаться «нормальным» образовательным учреждением. Выбирая вуз, мы должны говорить в первую очередь о рейтинге: качество подготовки студентов, их трудоустройство, отзывы работодателей, родителей, общественности и т.д. Следует учитывать интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава, материально-техническую базу, организацию процесса обучения и воспитания, создание инновационной среды, участие студентов в социально ориентированных проектах. Раньше негосударственные вузы имели проблемы со штатом. Сейчас вопрос решен – в «Академии социального образования» укомплектованность кадров составляет 80%. Всё более значимо мы проявляем себя в научной деятельности: создан научно-исследовательский отдел. Остепененность преподавателей составляет 75%.

- Дифференцировать ни в коем случае нельзя, - согласна заместитель начальника Управления профориентации и приема КНИТУ им. Туполева, к.п.н. Анастасия ГОПКАЛО. – Абитуриента, прежде всего, привлекают условия. А далеко не все госвузы могут обеспечить студентов всем необходимым.

По мнению начальника УМУ Университета управления «ТИСБИ», к.э.н., доцента Максима САВУШКИНА, преимущество негосударственных вузов в том, что в большинстве своём они достаточно компактны. Это даёт возможность применять индивидуальный подход. Ещё один плюс – мобильность: «Появилось что-то новое – тут же у нас внедрено. Благодаря этому мы выстраиваем учебный процесс с учётом инновационных технологий, что повышает его эффективность».

– В любом вузе есть студенты, которые поначалу никак себя не проявляют, - замечает Руслан ГАРИПОВ, к.ю.н., доцент, и.о. декана юридического факультета ИСГЗ. – И, тем не менее, начиная с третьего курса, когда начинается практика, студенты остаются на этих предприятиях – значит, их уровень подготовки устроил работодателя. Кроме того, обращаясь в госструктуры по каким-либо вопросам, мы часто встречаем наших выпускников, занимающих серьезные должности. Это говорит о том, что база, которую мы даём, вполне может конкурировать с государственным образованием.

В ногу со временем

- Что сейчас предлагают казанские вузы?

- В нашем вузе реализовано много новых направлениий в сфере сервиса, IT-технологий, международных отношений и т.д., - говорит Максим Савушкин. - Также существуют разнообразные формы получения студентами дополнительных квалификаций, вплоть до рабочих профессий.

- Мы также всё время в поиске новых направлений, - рассказала Римма Гильмеева. – Например, у нас появилась специализация «Психология кризисных и экстремальных ситуаций», профиль по бакалавриату «Психология и педагогика дошкольного образования». И главное, что мы будем развивать, – это дополнительное профессиональное образование. Сегодня нельзя иметь единственную специальность - работая даже на одном месте, надо знать и экономику, и юриспруденцию, и психологию. Наши студенты могут параллельно учиться по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». У нас прекрасно оснащённые 5 филиалов в районах республики, и было бы обидно всё это терять, если набор абитуриентов вследствие возникшей демографической ямы будет всё меньше и меньше.

- В ИСГЗ второй год успешно идёт набор на отделение прикладной информатики, - говорит проректор ИСГЗ Олег Алеев. - Развитие информационных технологий дало вузам новые инструменты и способы общения со студентами. Практически все из этих инновационных образовательных технологий уже не первый год успешно применяются в ИСГЗ.

- Хотелось бы добавить, что в частных вузах больше свободы в открытии новых специальностей, - говорит Анастасия Гопкало. – У госвузов всё строго регламентировано, и нам часто указывают, что в техническом вузе не должно быть гуманитарных направлений. Но есть профильные области: экономика машиностроения, право в авиастроении и машиностроении, инженерная психология и педагогика. Преимущество госвуза - возможность получить востребованное, качественное и достойное образование за счёт государства. В КНИТУ-КАИ студенты могут параллельно освоить программы второго высшего образования, например в сфере экономики или юриспруденции, либо информационной безопасности, изучить иностранные языки и стать ещё и переводчиком. Для абитуриентов, желающих получить среднее профессиональное образование, в КНИТУ-КАИ действуют отделения среднего профобразования.

«ВО» - для всех

- Как вузы выживают в условиях нехватки абитуриентов?

- Есть огромный пласт взрослого населения, которое хочет учиться, но по каким-то причинам этого не делает и не знает, как это сделать, - говорит Максим Савушкин. – Данный недостаток в нашем вузе давно ликвидирован. Также мы являемся экспериментальной площадкой по обучению людей с ограниченными возможностями. Для этого мы располагаем всем необходимым оборудованием. В прошлом году состоялся первый выпуск группы слабослышащих студентов по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит», в этом году на выходе ещё две.

- Количество студентов, желающих обучаться по заочной форме, в ИСГЗ не уменьшается, - отмечает проректор ИСГЗ Олег Алеев. – Продолжаем активно работать с иностранными студентами (Великобритания, США).

- В этом году мы впервые разработали программу и набираем для обучения группу заключённых, - рассказала Римма Гильмеева. – Это очень непростая проблема, и мы будем думать над её решением.

- В этом году впервые в КАИ на специальность «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» поступил абитуриент из мест лишения свободы, - поделилась Анастасия Гопкало. - Также было выделено отдельное направление для слабослышащих, организован Казанский учебно-исследовательский и методический центр для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху), обладающий современной материально-технической базой, укомплектованным штатом, работающий с применением специального технического и технологического оснащения.

Стопроцентное трудоустройство

- Одним из составляющих рейтинга вуза является процент трудоустроившихся выпускников…

- В ТИСБИ существует лаборатория мониторинга трудоустройства, мы разработали анкеты, в которых работодатели высказывают свои пожелания к знаниям выпускника, которые мы анализируем и внедряем, - уверяет Максим Савушкин. - Так реализуется концепция работы с социальными партнерами – потенциальными работодателями. Ежегодно на защиту дипломов приходят представители различных организаций - «купить» понравившегося выпускника.

– Помимо выпуска специалистов, которые будут работать на основании трудового контракта, мы также готовим ребят, которые в будущем организуют собственное дело и сами станут работодателями, - поясняет Руслан Гарипов. – Для этого на экономическом факультете для всех студентов функционирует бизнес-инкубатор, где специалисты-практики учат, как организовать и вести бизнес.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах