602

Когда в семье правит женщина. Чем отличаются обычаи мордвы?

Сюжет Многонациональный Татарстан
В Татарстане прожиВает более 19 тыс. мордовского населения, которое делится на две этнические группы – эрзя и мокша.
В Татарстане прожиВает более 19 тыс. мордовского населения, которое делится на две этнические группы – эрзя и мокша. Ассамблея народов Татарстана

В Татарстане прожиВает более 19 тыс. мордовского населения, которое делится на две этнические группы – эрзя и мокша. Какие у них есть национальные праздники, почему на рождество принято закалывать свинью и какая роль отводится женщине в семье, в интервью «АиФ-Казань» рассказала руководитель мордовского общества В Татарстане Наталья Сабитова.

Такая разная мордва

– Наталья Михайловна, расскажите, кто является предками мордвы?

– Мордовский народ произошёл от древнейшего финноугорского населения Среднего Поволжья, которое проживало в Волго-Окско-Сурском междуречье во второй половине I тысячелетия до н. э. Мордва – это коренной народ Татарстана, который проживал на территории республики со времён Волжской Булгарии. Но термин «мордва» – это скорее общее название. Народ состоит из двух основных этнических групп – мокша и эрзя. Такое деление возникло ещё в VI-VIII вв., когда часть мордовского населения, притеснённая славянами, а позже булгарами, стала переселяться на восток. Из-за территориальной обособленности возникли две этнические группы. Примечательно, что эрзяне и мокшане никогда не селились рядом.

– Какие различия есть между представителями мокши и эрзя?

– На развитие мокшанского народа оказали влияние булгары и татары, эрзянского – славяне. Потому есть различия в языке: разные окончания и звучание. В мокшанском больше букв «ы», «э», в эрзянском преобладает мягкий знак. И в мокшанском много схожих с татарским слов. Но, несмотря на различия, мокшанский и эрзянский языки очень схожи. Я, как представитель эрзя, могу понять мокшей. Ещё есть различия во внешности. Из-за соседства с булгарами мокшане больше похожи на татар: низкие, коренастые, круглолицые, темноволосые и темноглазые. Эрзян часто путают с русскими, потому что мы высокие, светло-русые и светлоглазые.

– В Татарстане есть школы, в которых преподают мокшанский или эрзянский языки?

– Таких в республике три. К сожалению, из-за глобализации, интернета, смешанных браков мокшанский и эрзянский языки постепенно умирают. Власти стараются исправить ситуацию – продолжают выпускать учебники по изучению языков эрзя и мокши, печата- ют журналы и газеты на национальных языках, привлекают местных блогеров. Но всё идёт от семьи. Если родители не разговаривают на родном языке с детьми, тогда никакие два часа в неделю в школе не помогут его сохранить.

Косы с обручальным кольцом

– Расскажите, какие мордовские обычаи сохранились у нас в республике по сей день?

– Особенно ярко национальные традиции прослеживаются на свадьбах. О союзе жениха и невесты сначала договариваются сваты. Примечательно, что на мордовских свадьбах главной героиней является сваха, а не невеста. Поэтому к выбору свахи подходят очень скрупулёзно. Это должна быть яркая, говорливая, заводная женщина из семьи родственников жениха, которая на свадьбе становится кем-то вроде тамады. Также на неё возлагаются обязанности по подготовке к свадьбе. Интересный обряд связан с раздачей приглашений. Родне по стороне жениха их передаёт сваха, а своим гостям невеста должна сама раздать. В этот день подруги и родственницы помогают нарядить невесту, водружают ей на голову венок из искусственных цветов и лент. Считается, чем длиннее и разноцветней ленты, тем радостней будет жизнь будущих супругов. Волосы невесты заплетают в две косы и вплетают в них обручальное кольцо. Мне, на пример, своё давала бабушка. В таком наряженном виде невеста с родителями и родственниками шла раздавать приглашения. К свадьбе сваха готовит огромный сладкий пирог – по вкусу он похож на губадию. Готовится с рисом, изюмом, кто-то кладёт чернослив, курагу. Пирог украшается цветами и даже леденцами. С этим пирогом наряженная в яркое платье и с венком на голове сваха идёт в дом жениха. Рядом с ней – супруг, который держит в руках веник, украшенный яркими лентами. Этим веником муж- чина должен чистить дорогу от дома жениха к дому невесты. Придя к жениху, сваха благословляет его на супружескую жизнь, после чего крёстный или старший брат жениха, держа в руках иконы в белых полотенцах, три раза обходит свадебный кортеж. После этого они едут за невестой. Сборы девушки проходят не в своём доме, а в соседнем. Церемония сопровождается песнопениями, чаще лирическими и даже плачем, ведь она навсегда покидает семью. Приближаясь к дому невесты, сваха начинает петь старинную мордовскую песню «Сватья пришли за прекрасной невестой». Моя мама как-то была свахой и тоже пела эти строки. Затем, как и у русских, начинается обряд выкупа невесты, после чего все едут отмечать свадьбу. Празднование проходит три дня: сначала у жениха, потом у невесты. При этом на второй день к невесте приходят за её прида- ным. Девушка отдаёт вышитые салфетки, полотенца, постель- ное бельё, а родственники мужа оценивают её мастерство.

– Какие блюда подаются на праздниках?

– На свадьбе принято готовить национальное блюдо салма – это кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде. К ним добавляется омлет и сметана. Обязательно на стол подаётся офтонь мадят (медвежья лапа) – это мясное блюдо, которое го- товится из фарша говядины, свинины и печени. Из фарша формируются котлеты и панируются в длинных сухарях. На крещение ребёнка принято готовить в печи кашу и подавать её с большими кусками сливочного масла. На похоронах принято ставить пищу из продуктов земледелия: кислый хлеб, приготовленный на закваске, пироги с разными начинками, каши и блины из пшённой, гороховой муки. Среди национальных напит- ков – это пуре (алкогольный напиток из мёда), брага, квас.

Женщинам поклоняются

– Правда ли, что ваши женщины отличаются лидерскими качествами и сильным характером?

– Да, если татарские женщи- ны скромные, то мордовские всегда ярко одеваются, любят красный цвет, даже на свадьбах отдают предпочтение цветным, а не белым платьям. Мордовки по своей натуре лидеры и чаще сильнее мужчин, поэтому доминируют в семье. В нашей культуре женщины воспеваются, им поклоняются. Несмотря на то, что мордва – крещённый народ, мы про- должаем обожествлять силы природы. Например, есть богиня воды – Ведьава, богиня леса – Вирьава, дома – Кудава. И все они – богини, то есть женщины. Заходя в лес, мы на родном языке просим Виряву о помощи, чтобы не потеряться. Женщины, которые не могут родить, обращаются к Вудаве. Находясь дома, мы благодарим за все блага Кудаву. Такие слова благодарности или прошения произносятся как причитания. Это уже вошло в привычку мордовского народа. Выходя из бани, мы говорим: «Спасибо, баня, что помыла, дай Бог здоровья тому, кто затопил баню, кто её построил».

– Говорят, у мордвы есть национальный праздник, в основе которого лежат языческие моления?

– Да, это Балтай – самый любимый и древний праздник мордовского народа. Его отмечают через неделю после Троицы. В его основе лежат языческие моления в честь хозяина леса – медведя. В этот день среди мужчин проходят состязания по выявлению самого сильного и смелого. Победителя соревнований наряжают в лесу медведем, вокруг него водят хороводы, после чего все идут к ручью и около него накрывают стол. Ближе к концу праздника мужчины и женщины вырыва- ют из одеяния медведя ветки и хлещут ими друг друга с поже- ланием здоровья. Примечательно, что мордовский народ с большим удовольствием празднует не общероссийские календарные праздники, а национальные, языческие.

– А Новый год и Рождество?

– Эти праздники у нас не принято широко отмечать, но с ними у мордвы связаны свои традиции. Например, на Рождество принято закалывать сви- нью. Голова этого животного с древности считается могущественным оберегом. До принятия христианства мордва молилась не только богам солнца, земли и воды, но и покровителю свиней Тувонь Пазу. В честь него рождественские песнопения назывались Таунсяи. После Рождества (не в ночь на праздник, как у славян) молодёжь и дети наряжаются в чудовищ, надевают маски и ходят колядовать – поют песни, колядки, стучатся в дома и просят конфеты или деньги. В мордовских деревнях специально для ряженых пекут орешки из сдобного теста и дают детям. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах