Примерное время чтения: 10 минут
621

Пора дать крылья. Как сделать доступной малую авиацию в Татарстане

Малую авиацию в Татарстане чаще всего используют в экстремальных случаях, когда попавшие в ДТП люди нуждаются в экстренной помощи.
Малую авиацию в Татарстане чаще всего используют в экстремальных случаях, когда попавшие в ДТП люди нуждаются в экстренной помощи. пресс-служба РКБ

Вертолёт санавиации спас пассажира автобуса, попавшего 9 сентября в ДТП в Рыбно-Слободском районе. Прямо с трассы доставил пострадавшего в Республиканскую клиническую больницу. Где ещё применяют вертолёты, лёгкие самолёты в Татарстане, и как возродить авиарейсы между городами и райцентрами РТ, выяснили «АиФ-Казань».

Патруль в небе и воздушный госпиталь

Виновником смертельного ДТП на 71-м километре трассы Казань – Оренбург стал 39-летний водитель легковушки Honda Civic. Выехав на полосу встречного движения, он столкнулся с автобусом Ford Transit и погиб на месте. 11 пассажиров упавшего набок автобуса получили травмы. За самым тяжёлым пациентом срочно вылетел вертолёт «Ансат».

Именно в таких экстремальных случаях, когда попавшие в ДТП люди нуждаются в экстренной помощи, чаще всего используют малую авиацию в республике. Она летает не только за пострадавшими в ЧП, но и за пациентами, которых надо срочно перевезти в больницу более высокого уровня.

«Заявку на перевод оформляют через фельдшера (диспетчера) отделения плановой и экстренной консультативной помощи санавиации, – пояснила руководитель Республиканского центра медицины катастроф Марина Воронцова. – Если же нужно оценить состояние пациента, сроки его перевода, отделение санавиации организует телемедицинскую консультацию».

В арсенале Республиканского центра медицины катастроф вертолёт «Ансат» с медицинским модулем и Robinson R44. На первом перевозят больных и пострадавших, на втором доставляют врачей-консультантов в медорганизации республики. По словам Марины Воронцовой, аэродромов и спецплощадок для санавиации в республике достаточно. Только с 2015-го по 2020 г. построили шесть новых площадок в разных районах.

Основным недостатком санавиации сегодня Марина Воронцова считает отсутствие ночных вылетов. Ведь для них пилоты должны иметь особый допуск, специальная подготовка требуется и для вертолётных площадок.

Кроме медиков свои вертолёты есть у авиаотряда спецназначения Росгвардии и у МЧС. Росгвардейцы охраняли с воздуха проходившие в Казани в сентябре Игры стран СНГ. Винтокрылые машины патрулировали в небе и во время Универсиады-2013, всех мировых спортивных чемпионатов в столице РТ.

На случай экстренных ситуаций в международном аэропорту Казани круглосуточно дежурит вертолёт Ми-8МТВ-1 МЧС России.

«И модель вертолёта, и квалификация лётчиков позволяют проводить не только дневные, но и ночные полёты, – заверил начальник отдела по работе со СМИ МЧС Татарстана Андрей Родыгин. – Базирующийся в Казани вертолёт летает по всей России. Он спасал рыбаков, эвакуировал пострадавших в ДТП и в других ситуациях, когда требовалась санитарная эвакуация. Этим летом его привлекали для тушения лесных пожаров в соседних регионах: Мордовии, Марий Эл, Самарской области. Добро на вылет даёт Москва».

Этот борт МЧС при необходимости может превратиться в летающий госпиталь. На нём можно установить так называемый медицинский модуль, то есть место, где можно оказывать квалифицированную медицинскую помощь. И проводить реанимацию, искусственную вентиляцию лёгких.

Вертолёты для нужд республики предоставляет и Казанское авиапредприятие. В августе этого года, когда возникла угроза лесных пожаров на юго-востоке республики, правительство РТ приняло решение привлечь для мониторинга Robinson из парка Казанского авиапредприятия.

Туристы, бизнесмены, энтузиасты

Получается, что для спасения людей и экстренной ликвидации ЧП воздушные возможности есть. А реально ли обычному казанцу слетать на вертолёте или самолете в Елабугу, Чистополь, Сарманово, другие города и райцентры республики?

Во времена СССР такие рейсы выполняли самолёты Як-40. К примеру, Казанский университет в 1980-е годы отправлял студентов на сельхозработы в Актаныш на самолёте. Сейчас аэродром в Актаныше не работают. Самолёты туда не летают. Полёт в этот райцентр в 380 км от Казани на вертолёте для троих человек стоит от 30 до 70 тыс. руб. Понятно, что рядовому татарстанцу такие суммы не по карману, и он отправится в Актаныш на рейсовом автобусе. Пусть ехать больше шести часов, но зато всего за 1 тыс. руб. в один конец.

Полетать по республике по более демократичным ценам можно, записавшись на воздушную экскурсию в аэроклубах. К примеру, получасовой полёт по маршруту на самолёте Як-52 обойдётся в 8 тыс. руб.

«Кроме туризма есть крупные корпорации и компании Татарстана, которые пользуются малой авиацией, чтобы быть более мобильными, сократить время в пути, издержки, – отмечает помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов. – В основном они и создают спрос: либо управляют сами самолётом, либо арендуют – пока у нас такой уровень малой авиации. Системы нет, но появляются то тут, то там какие-то задатки роста».

На сегодня в Татарстане зарегистрировано примерно 100 воздушных судов авиации общего назначения. Кроме самолётов есть и дельталёты.

«Сейчас у нас чаще всего встречаются американские лёгкие самолеты Cessna, в особенности модель 172, – делится наблюдениями командир Ми-2, пилот Казанского авиапредприятия Ирик Гирфанутдинов. – А вообще число самолётов и вертолётов в республике увеличивается, однако это не новый транспорт. В Татарстане самолёты малой авиации не производят. Соответственно, авиапарк будет пополняться зарубежной техникой, которая зачастую стара».

Ещё одной проблемой пилот называет состояние аэродромов для малой авиации. По его данным, в республике сейчас 18 рабочих аэродромов, в основном они грунтовые. Есть показательный аэродром Караишево в Лаишевском районе. Но в целом качество аэродромов зачастую оставляет желать лучшего: нет сервиса, заправок, гостиницы, не говоря уже о санузлах.

По подсчётам лётчика, педагога допобразования казанского лицея авиапрофиля № 35 Радика Туйкина, в республике 30-40 заброшенных грунтовых аэродромов и примерно столько же асфальтовых.

«Только в Большой Атне есть два заброшенных аэродрома, построенных ещё в советские времена, – вспоминает педагог. – Сейчас используется всего порядка 5 % аэродромов – благодаря энтузиастам, которые либо создали аэроклуб, либо используют аэродром в частном порядке».

На машине лучше?

Так, может, самолёты и аэродромы и вовсе не нужны? Лучше строить больше хороших дорог и ездить на современных автомашинах? Ведь мощный автомобиль на автобане разгоняется до 180 км в час и по скорости сопоставим с Robinson (220 км в час).

«Любая дорога, если посмотреть на неё на карте, это просто линия, – рассуждает Радик Туйкин. – Плюс авиации в том, что она может летать и поперёк дорог, и там, где их вообще нет, и в горах, и над водоёмами. Поэтому авиация будет нужна всегда.

Во всём мире general aviation (авиация общего назначения) служит базой для всей остальной авиации. Например, в США авиация общего назначения перевозит больше пассажиров, чем коммерческая линейная авиация. В США 5 тыс. аэродромов, включая большие и маленькие, а в России зарегистрировано лишь порядка 300.

Радик Туйкин сам собрал дельталёт.
Лётчик Радик Туйкин сам собрал дельталёт. Фото: Из личного архива/ Радик Туйкин

Очень важной отраслью логистики между регионами называет малую авиацию Равиль Зарипов. Он считает, что это направление авиации в России обязательно должно развиваться.

«Во времена Советского Союза, может быть, автодороги и системы коммуникации не были особо развиты, но так называемый кукурузник (самолёт Ан-2) присутствовал во многих наших районах, – отмечает помощник президента РТ. – Сегодня создание подобного лёгкого самолёта вновь обсуждается в Российской Федерации. Есть программа «Байкал» по созданию аналога Ан-2 на девять пассажирских мест. Впервые он был представлен на выставке МАКС-2021 в Москве, первые образцы уже собраны и готовятся к лётным испытаниям. В Татарстане, считаю, есть возможности параллельно с военной техникой рассматривать сборку гражданских малых самолётов.

Для серьёзных маршрутов потребуются определённые дотации по удешевлению стоимости лётных часов или билетов. Но эти решения в принципе приняты, есть федеральные и региональные меры поддержки по лётным часам – субсидирование региональных перевозок».

Приземлить тарифы и налоги

Ирик Гирфанутдинов считает, что для развития малой авиации нужно пересмотреть тарификацию полётов для малой авиации во всей стране. Ведь 20 тыс. руб. за один лётный час – дорого для частного лица. Сам авиатранспорт дорогой, так ещё и тариф полёта аналогичный.

По мнению Радика Туйкина, необходимы не столько дотации, сколько изменения в законодательстве – прежде всего в налоговом.

«Если аэродром расположен на земле сельхозназначения, то налог – копейки, – уточняет авиатор. – А если это земли транспорта или промышленности, то налог в тысячу раз больше. Для частника, любителя авиации это неподъёмные суммы.

Налог на частные летательные аппараты отдан на откуп регионам. Так вот в соседней Ульяновской области установили ставку в 0 руб., а в Татарстане – по максимуму: 125 руб.! И такой налог не только в нашей республике. Разве это справедливо? В одном из регионов России энтузиасты за свой счёт восстановили самолёт советских времён Ил-14. А им после регистрации по итогам года выставили 300 тыс. руб. налога!»

Несмотря на трудности, Радик Туйкин и его ученики собирают лёгкий самолёт и уже вывезли его на аэродром. Педагог уверен, что молодёжь необходимо приобщать к авиации. Ведь это самая передовая техническая сфера, локомотив, который тащит за собой все остальные отрасли. Человек, прикоснувшийся в детстве, молодости к авиационной культуре, к авиационным наукам, становится грамотнейшим инженером в любой технической сфере.

ЦИФРЫ

229 пациентов во время 239 вылетов эвакуировала санавиация.
За 2020 г. осуществлено 193 вылета, эвакуировано 184 пациента. На вертолёте Robinson осуществлено 70 вылетов.
За первое полугодие 2021 г. выполнено на вертолёте «Ансат» 46 вылетов, эвакуировано 45 пациентов. На вертолёте Robinson выполнено 15 вылетов.

По данным Центра медицины катастроф РТ за 2020 г. и первое полугодуние 2021 г.

КСТАТИ

Сколько стоят воздушные экскурсии в РТ

Парение с инструктором на планере – 15 тыс. руб.

Полёт на Як-52 по кругу 15 минут – 4250 руб.

Полёт в течение 30 минут – 8 тыс. руб. по одному из маршрутов:

 Казань – остров Свияжск
Казань – Тюлячи
Казань – Богатые Сабы
Казань – Тимершик
Казань – Большая Атня
Казань – Дубьязы

Экскурсия над Казанью на самолёте Cessna 172 (20 мин.) – 12 тыс. руб., над Свияжском – 8 тыс. руб., над Болгаром – 18 тыс. руб.

По данным аэроклубов Казани

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах