«Попробуйте удержать на ладони двухметровую палку. Сколько времени удержите - столько не уроните вертолёт, - объясняет командир авиаотряда спецназначения МВД по РТ, лётчик года в России Фларит Мавлеткулов. - Примерно такие движения совершает пилот во время взлёта и посадки».
Полковнику Мавлеткулову 40 с небольшим, но личность он почти легендарная. Воевал в Чечне, возил на своём вертолёте самого Ахмата Кадырова. Участвовал в операции против ваххабитов в Нурлате, выполнял другие особо важные задания. Он единственный в республике пилот, летающий на всех типах вертолётов (в том числе и на американских, где винт вращается против часовой стрелки, машинах с комбинированной системой управления, действующей по принципу электронного джостика) в любое время суток и в самых сложных метеоусловиях.
Стрекоза и «Око»
- Фларит Фаритович, ваш отряд обеспечивает охрану «водного» чемпионата. Какая техника в арсенале?
- Наш отряд сегодня считается наиболее хорошо оснащённым среди авиаотрядов МВД РФ. На вооружении самолёт «Л-410», четыре вертолёта (Ми-8АМТ, Ка-226 ГОЭС «QUAD», «Ансат-К» и R-44 «Робинсон»), беспилотники «Элерон-3» и «Элерон-10СВ», ведущие разведку с воздуха днём и ночью, аэростат «Око-60».
На аэростате одновременно могут работать шесть видеокамер. Это позволяет отслеживать ситуацию на земле в секторе 360 градусов, рассмотреть любой объект в радиусе 4 км. На чемпионате мира используется камера с повышенной детализацией - она позволяет видеть даже этикетки на бутылках.
Как и во время Универсиады, мы сопровождаем соревнования на полицейском вертолёте. Если где-то наблюдаем скопления людей, сразу отправляем туда патрульную службу.
- Ваш лётный стаж - 2800 часов. Это очень много для военного лётчика, тем более командира экипажа.
- В 90-е, когда я заканчивал училище, во многих частях были проблемы с техникой, не хватало керосина. Мне предложили на выбор службу в разных городах, но сказали, что в Моздокской эскадрилье особого назначения новые вертолёты, много керосина. Пообещали, что буду летать и днём, и ночью. Горжусь, что попал в это подразделение. Там я быстро вылетал положенную программу, набрался бесценного опыта. Правда, как и везде в то время, нам по полгода задерживали зарплату. Но хорошо кормили в лётной столовой.
На Кавказе я прослужил 6 с половиной лет. Знал все районы, даже не надо было карты для выполнения задачи.
- У вас много наград. Какие самые дорогие?
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – эту награду дают только военным лётчикам за выполнение особо важных государственных задач. Медаль Нестерова, которая равноценна медали «За отвагу». Она названа в честь участника Первой мировой войны, впервые в практике боевой авиации применившего воздушный таран. Но главная моя награда – это жизнь.
От винта!
- Страшно было служить на Кавказе?
- Привыкаешь ко всему. Первые три месяца очень страшно. Деньги вшивали в форму – чтобы, если собьют, можно было откупиться, спрятаться у местных жителей. Отправляясь на задание, я всегда брал с собой дополнительный боекомплект. Если к автомату полагалось 60 патронов – два рожка, у меня всегда было шесть. После того как были сбиты два наших вертолёта, стал постоянно летать на малых высотах, ниже 10 м. При этой высоте по тебе гарантированно не могут пустить зенитную ракету «Игла». Пролетая над полем, я мог на одном метре колесо опустить в рожь и как на корабле её рассекать…
Когда потом мы прилетели в Екатеринбург, пришлось долго привыкать к высоте 300 м. Было ощущение, что ты весь на виду, спрятаться некуда.
Поставить на крыло
- Вы лётчик года в России. За какие заслуги Ассоциация вертолётной индустрии РФ вручила вам эту премию?
- Я командир авиаотряда и представлял не себя лично. Значит, и отряд республики самый лучший по итогам 2014 года.
Помимо того что я лётчик, я ещё и инструктор. Многие мои воспитанники, которых я ставил на крыло, уже догнали меня по званию. Некоторые руководят окружной авиацией, стали командирами частей. Это главное, чего я добился.
- Ваша жена служила в спецназе. Не много ли военных для одной семьи?
- Мы с Аллой познакомились в Моздоке. Сейчас у нас трое детей. В семье мы обычные люди, служба остаётся за порогом дома. Нет такого: я начальник, ты подчинённый. Любим общение с природой, охоту, рыбалку. Когда мне будет лет 60, пойду служить лесником, буду сажать лес. А пока не представляю своей жизни без вертолётов.
Дети тоже очень любят небо. Старший сын в 14 лет самостоятельно прыгнул с парашютом. Он учится в аэрокосмической школе №35, где есть класс вертолётчиков. Сейчас летает на планерах на аэродроме в Балтасях. На следующий год в 16 лет планируем пересадить на пилотируемый самолёт.
Дочери нравится авиация, но шансов стать лётчиком у девочки, к сожалению, немного. Так принято в нашем государстве, что это больше мужская работа. Может быть, она станет врачом, и эта профессия даст возможность быть ближе к авиации. Ну а младшему пока нравится всё: и вертолёты, и автомобили. Но самая любимая игрушка – вертолёт.
- Быть военным сегодня престижно или не очень?
- Если начинать всё сначала, я повторил бы свой путь. В школе повезло с преподавателем по начальной военной подготовке (сейчас ОБЖ). Он преподнёс нам службу в армии именно так, как это было надо. Я и в комсомол вступил только из-за того, что это учитывалось при отборе в училище. Тогда конкурс был 15 человек на место. В 90-е он свёлся к нулю. С изменением политики государства в отношении армии конкурс опять сильно вырос, в каких-то училищах до 40 человек на место.
Думаю, траты на оборону не помешают выполнению социальных программ. К тому же политическая обстановка в мире показывает: если у тебя слабая армия, с тобой никто не будет считаться. «Если не будем кормить свою армию, придётся кормить чужую».