«У меня муж дерётся! Нет, не надо ночного экипажа из УВД. Надо, чтобы вы пришли. Вы его знаете и можете успокоить», - в семье капитана нижнекамской полиции Дмитрия ТРУБИНА привыкли к подобным звонкам.
«Я живу на этом участке, знаю всех, меня все знают, - говорит Дмитрий. - Как откажу знакомому человеку, если и мне самому может понадобиться его помощь?». В зоне ответствености капитана - 2860 человек. Чтобы народ знал его координаты, он разложил свои визитки с телефоном на почте, в ЖЭУ, других людных местах. Так и познакомились.
На своей волне
Бывает, проблемы своих подопечных капитану приходится решать прямо на пороге родного дома. Однажды ночью в квартиру Трубиных постучался мужчина с окровавленным ножом в руках: «Зарезал жену, не знаю, что делать».
Когда в республике начался конкурс «Народный участковый», большинство нижнекамцев отдали свои голоса капитану Трубину. Теперь он представляет Татарстан во всероссийском конкурсе. Победителя определят 17 ноября.
В этот день капитану Трубину исполнится 35 лет. Серьёзный возраст для мужчины, самое время подвести некоторые итоги. «Есть семья, квартира, машина», - перечисляет свои активы Трубин. О службе и наградах говорит мало: есть же всё в анкете.
- Дмитрий, пригодился опыт командировок на Северный Кавказ в работе участкового?
- На Кавказе самое важное было – выстроить отношения с местным населением. Я понял, что люди будут ценить меня, если поймут: я профессионал, морально сильнее, чем они. Настроить человека на свою волну мало. Надо и в его волну попасть и свою не потерять - чтобы он нормально жил, семью создал, обеспечивал её законным образом. Думаю, прогресс в этом плане на Кавказе уже есть. Во время последних командировок было заметно: ситуация там меняется к лучшему. Люди устали бояться, хотят мира. Многие сами сообщают властям о боевиках-ваххабитах. Были случаи, что отец передавал МВД сына или дочь: «Не хочу, чтобы мой род из-за них страдал».
Когда я пришёл работать на свой участок, со всеми первым стал здороваться. На вопрос «Как дела?» мне отвечали: «Сегодня не пили, отдыхаем, на солнышке греемся». Люди начали шептаться: «Участковый-то с алкоголиками, с бомжами здоровается». Потом стали говорить: «Правильно делает. Значит, всех уважает, не отмахнётся, не пошлёт куда подальше».
- Много ли ваххабитов в Татарстане?
- На мой взгляд, мало. Как говорят на том же Северном Кавказе, в основном это приезжие из арабских стран. Ваххабиты не ведут оседлый образ жизни. В одно место поехали, в другое, третье… Приезжают, знакомятся, изучают обстановку: где лучше скрыться в толпе, провести теракт.
Я считаю, надо ужесточить закон о миграции. Чтобы приглашающая сторона платила огромные штрафы, если не контролирует приезжего. Если приедешь, допустим, в Таджикистан, там замучают фотографированием, проверкой отпечатков пальцев и т.п. Сам не захочешь там жить – уедешь. А у нас – широка страна моя родная! Приезжий живёт в одном, втором, третьем месте, работает – в четвёртом.
- Самое сложное в работе…
-… бомжи. Осень и зима - для них очень тяжёлая пора. В СССР бомжи тоже были. Но были и вытрезвители. Человек там мог прийти в себя. Конечно, мы мимо не проходим. Какими бы они ни были, они люди, граждане РФ. Советую заняться чем-то - мусор, например, собирать. И польза обществу, и сами зарабатывают. Потом смотришь: они более-менее одеты, шапки, ботинки прикупили.
- Каким видите современное общество?
- Можно сказать, есть три категории граждан. Пенсионеры живут воспоминаниями о СССР, Красной армии. Есть поколение next, у которого понятий вообще нет. Им всё равно, что происходит в стране, живут сами по себе. Третьи понимают, что цивилизация меняется, время проходит, появляются новые технологии. Они мобильны, способны перестраиваться. И такой молодёжи становится больше. Они стремятся учиться, зарабатывать. Может быть, сказывается то, что сейчас доступным стало высшее образование. Пусть и на платной основе.
- Самая большая беда…
- Это наркотики, спайс. У человека отказывает мозг, он превращается в растение, его может парализовать. Но наркомания, я считаю, излечима. Для этого человек должен отойти от старой компании, уехать в другой город, республику и попробовать начать жизнь заново.
Негатив и позитив
- Сейчас много нелестной информации о полиции…
- Даже фильмы все или о бандитах, или о полиции. Неужели больше не о чем снимать? Люди смотрят и думают: всё так и есть.
На Западе, например, если к гражданину подходит человек в форме, он сразу спрашивает: «Что я нарушил?». А у наших людей ещё нет понимания, что полицейский подходит не потому, что ему делать нечего. Начинают провоцировать на применение физической силы, а рядом стоят друзья, снимают на телефон. Потом выкладывают в Интернет вырезанные фрагменты, на которых не видно, что человек не захотел понять, что ему объясняли, начал драку. Поэтому мы для своей защиты стали приобретать личные видеорегистраторы. Кстати, если не согласен с действиями полицейского, можно прийти на комиссию или обратиться в суд, но такие люди туда, как правило, не обращаются.
- Полицейский чаще видит не слишком приятные стороны жизни. Как настроиться на позитив?
- Вот моё вдохновение (показывает фото детей). Даже если пришёл домой измученный, дети тут же переключают на семейные дела. Младший сын бежит обниматься, одна дочка подходит, другая.
- У вас шесть детей – мальчикам-двойняшкам четыре месяца. Как управлять таким большим коллективом?
- Кого-то из детей надо поругать, кого-то – поощрить. Если они играют, играют все вместе, если балуются – тоже все вместе. Каждый говорит: «Это не я, это вот он». Тогда я командую: «Все по своим комнатам!» Сразу чистота, порядок. Но через 10 минут всё начинается заново. В субботу-воскресенье, когда дети ходят по бабушкам-дедушкам, дома тишина, и уже что-то не то. Начинаешь им звонить. Когда они дома, душа на месте: все живы, здоровы, под рукой.