Примерное время чтения: 7 минут
332

Лучший участковый Татарстана Владимир Зайцев о выборе профессии, работе сельским учителем и ОП «Дальний»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Татарстан 21/11/2012

Татарстан, 23 ноября, АиФ-Казань. В этом году Владимир Зайцев стал «Народным участковым» Нижнекамска, а потом Татарстана. Участвовал во всероссийском конкурсе, став 23-м из 82 блюстителей порядка со всей страны. Когда его спрашивают, за что он не отвечает на своём участке, Владимир разводит руками. Ответа нет. К нему идут с жалобами на соседей или жильцов, затопивших нижние квартиры, просят разобраться в судебных документах. Он на передовой, когда происходят преступления.

В микрорайоне проживают 9 тысяч человек. Пока работают два участковых. Место третьего вакантно, но желающие в очередь выстраиваться не спешат. В основном здесь многоквартирные дома. А главная головная боль – шесть общежитий, которые и создают «оперативную обстановку». Обходя неблагополучных жильцов, Владимир не унывает, шутит, что участковый это и полицейский, и психолог, и даже нянька.

Опыт в помощь

- Владимир, как учитель истории и обществознания стал участковым?

- В нашей деревне сокращалось количество жителей. Мой сын стал последним ребёнком, родившимся за два года, и я понял, что у нашей школы нет перспектив. Решил поменять профессиональную сферу, пока позволял возраст. Специальности показались схожими. Участковый тоже во многом занимается воспитанием, пытаясь предотвращать правонарушения. В школе я был не только учителем-предметником, но и методистом по воспитательной работе. Прошлый опыт определяет мою сегодняшнюю деятельность. Позволяет не допускать конфликтов с неблагополучными жильцами, сводить на нет споры между людьми. Ведь агрессия в ответ на агрессию никогда не даёт эффекта.

- Из чего больше состоят рабочие будни: банальных жалоб на шум или резонансных преступлений?

- Дети, особенно сын, часто спрашивают, кого я сегодня поймал. Но чаще это именно будни. Резонансных преступлений, к счастью, почти нет. На соседнем участке всю округу терроризировал социальный мошенник. У нас в основном кражи и драки. И те чаще в общежитиях. Там я бываю каждый день. Вахтёрши смеются, сплю ли я когда-нибудь. Иногда вызывают и ночью, но это правильно. Оперативник, приехавший на вызов, не знает жильцов. А я сразу могу сказать, кого отработать, например, по краже. Удаётся задерживать преступников по горячим следам. Буквально на днях произошло нападение на таксиста. Клиент отказался платить, разбил две бутылки и угрожал водителю «розочками». Я сразу понял, кто это, как только услышал о татуировке на руке.

- В ходе реформы МВД уволили многих сотрудников. Не из-за этого ли нехватка кадров?

- В Нижнекамске под сокращение попали несколько человек, но это были те, кто относился к работе спустя рукава. Нехватка участковых была всегда и, наверное, так будет и дальше. Нам повысили зарплату, но всё равно приходится работать и за себя, и за другого. В участковые идут неохотно. Работа кажется трудной и менее интересной, чем у тех же оперативников. И рутины, действительно, много. Бывает, нет правонарушения, но есть обращение. Нужно разобраться, прежде чем списать. Или, наоборот, есть факт, а потерпевший ничего не хочет. Украли старый дешёвый телефон. Ему проще новый купить, но мы обязаны возбудить дело. Приходится разговаривать, объяснять, а я за это время успел бы проблемных жильцов обойти.

Кто за дверью?

- Сейчас снимается много сериалов о представителях вашей профессии. Они достоверны?

- Конечно, там много на­думанного. Но если показывать нашу каждодневную работу, зрителю будет скучно. Поэтому и добавляют романтики. Но есть и приближённые к действительности сериалы, например, «Чужой район». И даже «Участок» с Безруковым во многом показывает работу сельского участкового. Он хорошо знаком со всеми жителями, решает множество вопросов, не связанных с непосредственной работой. Просьба бабушки: «Поговори с моим сыном, убеди взяться за ум» - обычное явление для сельской местности. Есть на экране и смешные для нас моменты. Пришёл участковый, опросил всех и ничего не написал. Так не бывает. Мы всё должны фиксировать на бумаге, независимо от того, будет заведено дело или нет.

- В деревне живут одни и те же люди. В городе население меняется, нужно отслеживать перемещения.

- Проблема ещё и в том, что в городах много съёмных квартир, в которых может жить кто угодно. Взять недавнюю спец­операцию в Казани. Жильё террористы снимали.

- По этому поводу у казанцев как раз много вопросов к участковым.

- Участковый должен познакомиться с населением за три месяца. Но этого времени не всегда хватает. Хотя «подучётников» я точно знаю всех. Кроме того, чтобы зайти в квартиру, нужно иметь основание, иначе могут усмотреть нарушение прав. Анонимная жалоба – не повод. Её сначала нужно подтвердить. Тем более после мартовских событий (ЧП в «Дальнем». - Прим. ред.) сотрудники полиции работают под очень жёстким контролем.

 

Досье
Владимир Зайцев родился в 1975 году в деревне Дюсьметьево Мамадышского района РТ. Окончил Елабужский государственный педагогический институт. С 1997 по 2006 год был учителем в двух сельских школах. С 2006 года – участковый. Женат, двое детей.

Мягкие сроки

- А после произошедшего в «Дальнем» почувствовали изменение в отношении людей? Ведь там всё началось с участковых, доставивших Назарова в отдел.

- От законопослушных граждан нет. Но есть категория, которая всегда плохо к нам относилась. От них слышал: «Вы все такие, вы так делаете». Но, думаю, труднее стало работать с населением не сейчас, а за последние несколько лет. Люди не верят в правосудие. В советское время за кражу сажали в тюрьму на год-два. Сейчас реальные сроки в основном дают за тяжкие и особо тяжкие преступления. А избили прохожего на улице, отобрали телефон – нередко назначают условное наказание. Вскрыл человек 30-40 машин - и тоже может не сесть в тюрьму. Зато коллега из Узбекистана рассказывал, что у них таких преступлений практически не бывает, потому что за кражу магнитолы из авто законодательством предусмотрено заключение до 15 лет.

- Насколько активно помогает население? Считается, люди боятся жаловаться.

- Есть категории, которые жалуются постоянно, но чаще необоснованно. Бывает и другая крайность. Например, написала женщина заявление о краже дорогого телефона, хотя сын его потерял. Надеялась, будут активнее искать пропажу. Дело кончилось судимостью за ложный донос. Так, как на Западе, когда граждане сообщают о правонарушении соседа, у нас не будет. Менталитет другой. Наше население терпеливое. Даже на шум не жалуется, если музыку не выключают до утра. И не один день. А участковый мог провести профилактическую беседу после первого же раза. Опыт показывает, многим этого хватает.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах