Минпросвещения РФ разослало по регионам письмо с рекомендацией «сократить использование бумажных рабочих тетрадей в основной и средней школе». Заменить их предлагается на цифровые устройства. Смогут ли образовательные учреждения обеспечить учеников планшетами и нужно ли это детям?
Родители в тревоге
Еще в мае на заседании медиафорума «Правда и справедливость» родители и общественники пожаловались Владимиру Путину на дороговизну школьных тетрадок и что их покупка значительно опустошает кошельки родителей. Они приводили данные ВЦИОМ, по которым выходило, что 66 процентов родителей испытывают финансовые трудности при покупке рабочих тетрадей. «6400 рублей в месяц примерно тратится в среднем по России на сопровождение ребёнка в школе. Эти траты примерно идут по трём статьям: школьная форма, питание и рабочие тетради, - подняла проблему на форуме сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Шмелева.
После этого президент поручил правительству РФ «рассмотреть вопрос о сокращении использования рабочих тетрадей в образовательном процессе, в том числе с учетом внедрения в образовательную программу современных цифровых технологий». Отчитаться о выполнении поручения правительство и регионы должны были к 1 ноября.
- Рабочая тетрадь стоит около 500 руб., по иностранному языку - дороже тысячи. По закону, закупать их должны школы, но раз денег у них нет, родители скидываются всем классом. Если государство не может обеспечить школьников рабочими тетрадями, откуда возьмутся деньги на планшеты? Или эти расходы тоже повесят на родителей? - беспокоится жительница Казани, мама четырех детей Ирина Волынец. - Некоторые семьи берут кредиты, чтобы собрать ребёнка в школу. Нужно ли вводить столь дорогостоящие устройства в учебу. Или их оплатит государство?
При этом введение планшетов в учебный процесс, как считает Ирина, весомо облегчит школьный рюкзак: вместо нескольких рабочих тетрадей и учебников школьники бы таскали одно устройство.
Массово внедрять не будут
Взять вот так сразу и внедрить цифровые технологии, конечно, сложно. В большинстве регионов, как, например, в Татарстане, обучение по планшетам пока не практикуют. Ни в одной школе. Но планируют.
- В целом в Татарстане точкой отсчета интенсивной информатизации отрасли образования можно считать 2009 год, когда была запущена государственная информационная система «Электронное образование Республики Татарстан» edu.tatar.ru. Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе количество рабочих тетрадей будет сокращаться в образовательных организациях, участвующих в реализации федеральных проектов. Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе количество рабочих тетрадей будет сокращаться в образовательных организациях, участвующих в реализации федеральных проектов, - подчеркивает пресс-секретарь минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. Как скоро и каким образом - конкретно пока никто сказать не может.
И в то же время совсем от тетрадей и учебников в школах отказываться не хотят.
- Планшеты их не смогут полноценно заменить, - объясняет педагог школы №18 Лейсан Зинатуллина. - Рабочие тетради заставляют детей анализировать. В них ребята пишут и рисуют - это развивает мелкую моторику. Сама идея введения планшетов неплохая, нужно идти в ногу со временем. Но надо понимать, что на некоторых предметах, например, на математике, русском, окружающей среде, дети должны работать в тетрадях».
По словам директора казанской школы «Солнце» Павла Шмакова, в его образовательном учреждении предоставляют свободу выбора: если у ребёнка есть планшет и учитель не против, то ему разрешают делать в устройстве записи.
Его мнение: «Использовать планшет надо не на всех уроках, а выборочно: например, он полезен на физике, химии, биологии, геометрии, но никак не на русском и математике. Большинство наших учителей против планшетов на уроках, так как с ними дети забывают думать. Зачем? Ведь всё можно найти в интернете».
Доктор политических наук Наиль Мухарямов отмечает, что должен быть баланс между цифровым и традиционным способами обучения. - У подрастающего поколения заметно клиповое мышление - это неспособность мозга воспринимать большой объём информации без картинок и видео. Это приводит к потере языковой культуры - дети не могут формулировать свои мысли, выстраивать чёткую цепочку того, о чём хотят сказать. Надо больше читать, писать, размышлять - всему этому учат книги. Планшеты должны стать лишь дополнением к ним, - считает он.
Директор Научно-исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС Ольга Артеменко сообщила журналисту АиФ-Казань, что внедрять планшеты в школы массово не будут.
- Планшеты не станут заменой рабочих тетрадей и учебников. Если занятия на них введут, то они будут в соответствии с требованиями СанПиНа, где прописано, сколько можно смотреть в экран без вреда для здоровья. Но сегодня в школах есть более важные проблемы, одна из которых - отношения между родителями и учителями. К сожалению, школы становятся площадками для конфликтов. Считаю, что нужно решать в первую очередь духовные проблемы, а не материальные, - говорит она.