Примерное время чтения: 13 минут
928

Как ветром сдуло. Куда пропали 10 легкомоторных самолётов в Казани?

Функциональный и экономичный: Т-500 расходует в 10 раз меньше топлива, чем Ан-2.
Функциональный и экономичный: Т-500 расходует в 10 раз меньше топлива, чем Ан-2. с сайта Правительства РТ

Почему могли исчезнуть 10 самолётов малой авиации в столице Татарстана, разбирались «АиФ-Казань».

Самолёт для химработ

Легкомоторные самолёты, разработанные и собранные в казанской компании «МВЕН», пропали с территории Казанского авиационного завода им. Горбунова.

О пропаже заявило Обнинское научно-производственное предприятие «Технология», являющееся заказчиком этой партии воздушных судов. Самолёты Т-500, современный аналог АН-2, предназначены для внесения удобрений и средств защиты растений с воздуха, пожаротушения и тому подобных целей.

Производство этой партии Т-500 должно было положить начало поточному производству самолётов в Татарстане. Но «воздушные трактора» стали предметом спора между разработчиком, которому была поручена сборка самолётов (фирма «МВЕН»), и заказчиком (НПП «Технология», входящее в состав госкорпорации «Ростех»).

То, что самолёты «улетели» в неизвестном направлении, выяснилось 13 декабря.

Девять воздушных бортов себестоимостью около 165 млн руб. были под арестом в рамках взыскания задолженности МВЕНа перед бюджетом и другими взыскателями, рассказал первый заместитель генерального директора «Технологии» Алексей Будыкин.

Он пояснил, что самолёты должны были располагаться на территории Казанского авиационного завода им. Горбунова по распоряжению судебных приставов. В этот день должна была проводиться судебная экспертиза, но самолётов не оказалось на месте. Сотрудники КАПО им. Горбунова не смогли объяснить, где техника. А представители МВЕНа на экспертизу не приехали, сказал Будыкин.

Десятый самолёт (раньше он выставлялся на территории Иннополиса, где должен был быть построен завод по производству Т-500. – Корр.) тоже пропал.

После этого было подано заявление о розыске машин, решается вопрос о возбуждении уголовного дела, сказал Будыкин.

Т-500 - аналог мирового бестселлера
Т-500 - татарстанский аналог мирового бестселлера "Цессна". Фото: пресс-служба президента РТ

Мал, да удал

А начиналось всё в 2018 г. с надеждами на большое будущее. Три года назад был подписан договор между фирмой «МВЕН» и ОНПП «Технология», по которому МВЕН должен был собирать самолёты, а «Технология» поставлять комплектующие – узлы и детали, а также финансировать производство.

Фирму «МВЕН» в 1990 гг. создал с партнёром выпускник Казанского авиационного института и опытный парашютист Виктор Ермоленко (в названии компании есть начальные буквы его имени и фамилии).

Фирма разрабатывала и производила лёгкие самолеты, а ещё создавала уникальные для России системы спасения для терпящих бедствие самолётов. В случае ЧП в воздухе небольшие воздушные суда должны были безопасно приземляться с помощью выстреливающих парашютных систем. В МВЕНе был спроектирован и «воздушный трактор» МВ-500.

Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А. Г. Ромашина работает в области создания наукоёмкой продукции из неметаллических материалов для авиационной, ракетно-космической техники, транспорта, сообщает официальный сайт НПП. Предприятие начало работу в 1959 г., а с 2010 г. входит в структуру государственной корпорации «Ростех».

На обнинском предприятии неслучайно остановили свой выбор на лёгком самолёте МВ-500, разработанном в Казани (позже он был переименован в Т-500). Это уникальный для России аграрный самолёт: функциональный, экономичный.

«Т-500 предназначен в первую очередь для проведения сельхозработ с воздуха. Это распыление удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей, уничтожение листвы для облегчения сбора урожая и др., – в 2017 году рассказывал «АиФ-Казань» генеральный директор фирмы «МВЕН», авиаконструктор Виктор Ермоленко. – При разработке самолёта учли мировой опыт, например, американские модели. Больше всего модель переняла у заокеанской «Цессны», но наш вариант стоит дешевле. Т-500 меньше, чем Ан-2, ведь сейчас нет нужды перевозить огромные объёмы удобрений: они высокоэффективны и потому используются в малых дозах. Кроме того, если Ан-2 расходовал три литра топлива на гектар, то Т-500 – в десять раз меньше. Для защиты лётчика создана система пассивной и реактивной защиты».

Планировалось «вырастить» смену знаменитому кукурузнику Ан-2: сельхозсамолёт должен был реализовываться на всей территории страны. Потребность в воздушных судах, предназначенных для авиахимических работ и мониторинга окружающей среды, в РФ оценивается многими сотнями единиц.

В мае 2019 г. президент РТ Рустам Минниханов вместе с главой корпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым рядом с Иннополисом заложили камень в фундамент будущего завода ООО «МВЕН», где должны были поставить производство «воздушных тракторов» на конвейер.

«Проект серийного производства самолётов Т-500 реализуется совместными усилиями госкорпорации «Ростех» и Республикой Татарстан в рамках соглашения о реализации пилотного проекта по созданию Всероссийской системы авиахимработ, подписанного на авиасалоне МАКС-2017. Завод начнёт работать в 2022 г.», – сообщали тогда в Минпромторге республики. 

Рустам Минниханов назвал будущий завод мечтой Татарстана, ведь разрабатывали «летающий трактор» в РТ. На территории предприятия планировалось разместить сборочные цеха, складские помещения и аэродром экспериментальной авиации. 

Но дело на этапе выпуска десяти опытных образцов начало пробуксовывать. По договору 2018 г., МВЕН должен был сертифицировать самолёты и собрать десять образцов первой партии; НПП «Технология» – поставить для этого материалы и комплектующие, изготовить некоторые узлы и детали, а также предоставить средства в размере 200 млн руб.

Но обнинское предприятие поставляло не всегда вовремя, писали в СМИ, и выпуск бортов откладывался. Тем не менее поставщик и заказчик – НПП – обвинил сборщика в срыве сроков, а также внесении самовольных изменений в их конструкцию: мол, они теперь не соответствуют условиям поставки.

Началась череда судебных разбирательств, во время которых стороны предъявляли друг другу многомиллионные претензии.

Структура госкорпораци «Ростех» потребовала от МВЕНа передать сами самолёты, которые были к тому времени произведены.

«Первые десять машин были успешно произведены и прошли лётные испытания на аэродроме Казанского авиазавода. Малый композитный самолёт Т-500 представили вице-премьеру Юрию Борисову», – написал 5 марта в своей соцсети экс-министр связи России Николай Никифоров, ныне владелец компании, занимающейся инвестициями в проекты особой экономической зоны «Иннополис», а также совладелец компании-партнёра «Ростеха».

«Пропажей самолётов не занимаемся»

В декабре 2019 г. структура «Ростеха» подала иск в Арбитражный суд РТ о взыскании с казанского производителя около 140 млн руб. Таков долг по договору на сборку и поставку самолётов, посчитали на предприятии «Ростеха».

Но техническая экспертиза, проведённая в рамках дела, показала, что работы по сборке самолётов выполнены полностью, а изменения в конструкцию не вносились. Суд постановил, что «Технология» обязана возместить «МВЕНу» затраты на работы (115 млн руб).

Но «Технология» благодаря апелляционной жалобе добилась проведения повторной судебной экспертизы, которая должна была показать, соблюдены ли сборщиком сертификационные требования, а также выполнены ли условия договора между НПП «Технология» и фирмой «МВЕН». Эта экспертиза и должна была состояться 13 декабря.

Действительно ли на пропавшие самолёты был наложен арест, как об этом заявляет руководство «Технологии», «АиФ-Казань» выяснить не удалось. Редакция адресовала Управлению федеральной службы судебных приставов по РТ вопрос, ведётся ли исполнительное производство в отношении фирмы «МВЕН», но ответа не получили.

Кстати, конфликт не исчерпывается только производством десяти единиц Т-500. Дочерняя компания «Технологии» – «Аэропрактика» – через суд пыталась добиться ареста на патенты МВЕНа на аграрные самолёты. Под угрозой и право «МВЕНа» на серийное производство малых воздушных судов.

А что касается реакции правоохранительных органов по поводу исчезновения самолётов, пресс-секретарь СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий ответил «АиФ-Казань», что в ведомство не поступало дело о пропаже самолётов. Ответ такого же содержания поступил от Приволжской транспортной прокуратуры, МВД по Татарстану и республиканского подразделения ФСБ.

«Раньше самолёты было видно с улицы возле территории КАПО, а теперь нет. А ведь самолёт – не велосипед, – судачат татарстанцы в соцсетях. – Взлететь без разрешения диспетчера он не может, а во время полёта ему делают свой коридор для движения. Если техника уехала по земле, на территорию завода должны были заехать тягачи».

«Да просто компания-гигант хочет отнять у маленькой фирмы контроль над производством самолётиков! Вот их и спрятали», – делают предположения другие комментаторы.

 Ещё один малый производитель уйдёт?

Ситуацию могли бы прояснить в фирме «МВЕН», но там ответили, что комментариев на тему десяти самолётов не дают.

Когда разгорелся конфликт со структурой Ростеха, создатель уникального самолёта и директор компании «МВЕН» отказался от руководства, передав дела сыну Илье. Говорят, Виктору Ермоленко пришлось уехать из страны.

«Он не просто производил эти самолёты. Он сам их разработал и смог наладить производство, создав «МВЕН» с нуля, – отмечают знакомый с темой авиации в РТ специалист, не пожелавший назвать имя. –Энергичный, деятельный. Жаль, что на татарстанской земле амбициозный проект по серийному производству сельхозсамолётов не реализовался».

Сейчас работа компании «МВЕН», говорят, практически парализована. Если изматывающие судебные тяжбы будут продолжаться, ещё один малый производитель уйдёт с рынка.


МНЕНИЕ

Доктор экономических наук, вице-президент Академии наук Республики Татарстан Вадим Хоменко:
«Почему-то многие думают, что малая авиация – это про развлечения, удовлетворить амбиции и интерес любителей.

Но она могла бы занимать большое место в хозяйстве страны. По объёму услуг малой авиации наша страна отстаёт в 4,5 раза от США и в 3,5 раза от Европы.

При такой огромной территории, которой мы обладаем, она могла бы быть хорошим подспорьем. Многие помнят времена, когда обычные граждане летали из Казани в Мамадыш или Альметьевск на Ан-2 или Як-40. А сейчас, во время пандемии, во всём мире бум на внутренний туризм.

Небольшие самолёты нужны лесному и сельскому хозяйству, а также для обнаружения пожаров и разливов нефти.

Развитию малой авиации мешают две причины. Первая – административный барьер (принятые правила безопасности делают сложным согласование полётов лёгких самолётов).

Вторая – нехватка самих воздушных судов и инфраструктуры (аэродромов и пр.)

Президент РФ Владимир Путин сказал о задаче перевода оборонного авиапроизводства на гражданские рельсы. В этом свете очень жаль, что проект по созданию завода «МВЕН» не получилось реализовать, где могли бы выходить с конвейера 60 воздушных судов в год. Татарстану сам бог велел производить самолёты, поскольку есть база – образованные кадры, технологи и инженеры-конструкторы.

Именно малым предприятиям логично заниматься малой авиацией. Но без помощи государства небольшим фирмам очень тяжело выжить.

Из-за того что недостаточно условий для работы, страна потеряла множество талантливых конструкторов, работающих в авиационной промышленности. Теряем звёздочек.

А ведь технологии и специалисты определяют положение страны. Если сейчас упустим эту отрасль, сложно будет навёрстывать».

ОФИЦИАЛЬНО

Правительство РТ не раз заявляло о намерениях развивать производство малых воздушных судов. Благодаря проекту по выпуску под Казанью Т-500 (от 60 до 100 штук в год) планировали восстановить малую сельхозавиацию в стране.

Обозначает ли правительство РТ свою позицию в конфликте компаний «МВЕН» и «Технология»? 

Вопрос «АиФ-Казань» адресовали пресс-службе президента РТ.

«Эта проблема касается лишь двух хозяйствующих субъектов», – ответила пресс-секретарь Лилия Галимова.

СПРАВКА

Т-500 (второе название МВ-500) ‒ самолёт, который предназначен для проведения сельхоз- и авиахимработ, а также мониторинга окружающей среды, обследования крупных промышленных объектов, обработки лесов от вредителей и ликвидации разливов нефти.

Не путать с советским трактором Т-500, который выпускался с 1985 г. Впервые машина была представлена на выставке МАКС-2017. 

Технические характеристики:

  • Размах крыла – 12,4 м
  • Длина – 7,7 м
  • Двигатель – мощность 8,87 л. с.
  • Крейсерская скорость ‒ 160 км/ч
  • Максимальная дальность полёта – 1000 км
  • Вес пустого самолёта – 756 кг
  • Максимальный взлётный вес – 1510 кг
  • Объём бака для химической смеси – 500 л

В 2018 г. самолёт получил лётный сертификат как специализированное воздушное судно аграрного назначения.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах