Примерное время чтения: 13 минут
3250

Каждый день как последний. Как жил и работал легендарный Туполев

Туполев в кабине Ту-104.
Туполев в кабине Ту-104. КНИТУ-КАИ

10 ноября исполняется 130 лет со дня рождения гения советского авиастроения Андрея Туполева. Под его руководством было сконструировано более 120 самолетов различных типов, 70 из которых выпускались серийно. Среди них были и бомбардировщики, и истребители, и штурмовики, и морские торпедоносцы, планеры и пассажирские лайнеры, которые перевозят пассажиров страны и сегодня. С рабочими визитами Туполев не раз бывал и в Казани.

Каждый день он жил как последний, и каждый день создавал историю советской авиации, вопреки обстоятельствам, за что современники дали ему прозвище «Ледокол». О жизни инженера-авиаконструктора Андрея Туполева - в материале «АиФ-Казань».

Андрей Туполев
Андрей Туполев Фото: КНИТУ-КАИ

Дворянские корни

Андрей Николаевич родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово Тверской области. Он был шестым ребенком в дворянской семье. Свое происхождение Туполев скрывал на протяжении многих лет.

Чтобы дать детям достойное образование, семья перебралась из села в Тверь, где Туполев поступил в местную гимназию. Уже во время обучения он проявлял интерес к точным наукам, особенно к физике. О своем учителе физики Андрей Николаевич писал: «Не ограничиваясь гимназическим курсом, он организовал астрономический кружок, водил нас на экскурсии на железную дорогу, текстильные фабрики, ставил замысловатые и увлекательные опыты по механике, оптике и электричеству».

На уроках труда гимназист Андрей Туполев открыл в себе талант конструктора: начал мастерить деревянные игрушки и модели кораблей. В 13 лет он продает все свои поделки и отправился в путешествие через Нижний Новгород, Астрахань, Тифлис, Ростов и Москву.

Воздухоплаватель

В 1908 году после окончания гимназии Андрей Николаевич поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ), где увлекается аэродинамикой. Спустя год в институте открылся воздухоплавательный кружок, возглавляемый инженером Николаем Жуковским. Неудивительно, что Туполев стал там самым частым посетителем. В 1910 году участники кружка создали «весовой планёр», испытателем которым стал Туполев. На своем первом воздухоплавательном аппарате будущий инженер благополучно перелетел через реку Яузу. Посмотреть на испытания собралось много людей, в  том числе и полиция. Однако «шоу» продлилось недолго: после полета третьего пилота планет задел землю крылом и сломался.

Андрей Туполев
Полет на планере. Фото: КНИТУ-КАИ

Следующим летательным аппаратом, собранным студентами, и первым самостоятельно собранным самолетом в жизни Андрея Николаевича, стал самолет «Блерио-II», собранный по чертежам самого Луи Блерио, буквально только что перелетевшего через пролив Ла-Манш. Уже тогда Жуковский пророчил Туполеву большое будущее в авиастроении.

Мало кто знает, но Туполев хотел быть полезным не только в профессиональной деятельности, но и в общественной. Потому вместе с приятелями он пошел учиться в госпиталь при МВТУ и получил звание «сестры милосердия» (тогда существовало только такое звание), на его попечительстве было около 130 больных. В том же госпитале он познакомился со своей будущей женой Юлией Николаевной.

Вопреки обстоятельствам

Несмотря на то, что в студенческие годы Туполев полностью отдавался учебе, в 1911 году, на третьем курсе института, его арестовали за якобы участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы.

О причинах ареста Андрей Николаевич расскажет позже в своих воспоминаниях: «Услуга, которую я мог оказать товарищам, показалась мне настолько пустяшной, что я согласился. Меня попросили разрешить использовать свой адрес для переписки с другими студенческими организациями».

Несмотря на ходатайства со стороны директора училища и Николая Жуковского Андрея Николаевича выслали в административном порядке из Москвы в Пустомазово под негласный надзор полиции. Через три года после снятия ареста Туполеву удалось восстановиться в университете благодаря содействию Жуковского. С 1916 по 1918 года Андрей Николаевич учасвовал в работе первого в России авиационного расчетного бюро, конструирует первые аэродинамические трубы на базе училища под руководством Жуковского. В 1918 году он с отличием окончил МВТУ по специальности «инженер-механи»к.

«Каждый день может стать последним»

После окончания института в 1918 году Туполев с группой студентов под руководством Жуковского разработали положение о создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Предложение было одобрено новым правительством: «Такое великое событие как зарождение ЦАГИ мы отметили простоквашей с мёдом в ближайшем кафе, потому что там ничего другого и не было», - вспоминает Андрей Николаевич.

В ЦАГИ Туполев занимал должности заместителя председателя комиссии института, а также возглавил авиационный отдел. Вскоре после этого у Андрея Николаевича обнаружили туберкулез, и он лег на лечение в санаторий «Высокие горы», находящийся в центре Москвы. По воспоминаниям ближайшего соратника Туполева Георгия Озерова, несмотря на болезнь, «годы не испортили, а скорее наоборот, изменили к лучшему его внешний облик, придав ему выражение спокойной силы и ума и те неуловимые черты, которыми природа отмечает действительно крупных людей». После болезни Туполев стал жить под девизом: «Каждый день может стать последним, поэтому сегодня нужно сделать максимум возможного!»

Первые шаги

После смерти Николая Жуковского Туполев возглавил ЦАГИ и поставил себе цель создать в стране авиационную промышленность. Именно он настаивал на том, что дерево как материал для самолета не годится. Он видел будущее авиации, особенно тяжелой, за металлом. В 1921 году он создал свою первую машину: легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, испытания которого прошли успешно, доказав комиссии, что самолеты из металла строить можно и нужно. В 1924-м, используя опыт строительства аэросаней, команда Туполева создала первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2 из легкого металла – кольчугоалюминия. Туполев лично руководил плавками на Кольчугинском заводе, пока производственники не освоили новый материал.

АНТ-2
АНТ-2. Фото: КНИТУ-КАИ

Затем команда из 13 конструкторов, возглавляемая Туполевым, выпустила первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик Михаил Громов с бортмехаником Евгением Радзевичем в течение трех дней облетели столицы европейских стран. Это был один из первых успешных проектов советской авиации!

Наконец, первой «звездой» Туполева, не имеющей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 году.  Именно этот самолет преодолел СССР с запада на восток, пересек Тихий океан и, преодолев расстояние в 21 242 километра, достиг Америки.

Знаменательным для советской авиапромышленности выдался и 1934 год, когда в небо поднялся самый большой в мире самолет с уникальным оборудованием для агитационно-массовой работы «Максим Горький»: при восьми членах экипажа он брал на борт 72 человека. Более того, это был первый советский самолет с автопилотом.

Американский астронавт Армстронг и Туполев.
Американский астронавт Армстронг и Туполев. Фото: КНИТУ-КАИ

С 1925 по 1937 года на базе ЦАГИ под руководством Туполева были созданы самолеты различных назначений: от бомбардировщиков и истребителей до пассажирских лайнеров. За эти годы о советской авиации узнал весь мир: команда авиаконструкторов выезжала в страны Европы и Америку. Туполев организовал перестройку старых авиационных заводов в стране и возведение новых, в том числе Казанского авиационного завода. Ему все-таки удалось поставить на конвейер авиационное производство СССР. 

Фото: КНИТУ-КАИ

В «шарашке»

Однако в СССР вместо «спасибо» решили отправить Андрея Николаевича в места не столь отдаленные. «21 октября 1937 года Андрей Николаевич Туполев вышел из своего кабинета в сопровождении двух мужчин в штатском в сапогах и с пачками перевязанных бечевкой бумаг. Он грустно улыбнулся мне и исчез из обычной жизни ровно на три года и девять месяцев», - вспоминает секретарь авиаинженера Наталья Архангельская.

Действительно, Туполев проходил по 58-й статье УК СССР: подрывная и шпионская деятельность. Но насколько это была правда? Михаил Громов вспоминал впоследствии: «Аресты происходили, потому что авиаконструкторы писали друг на друга доносы, каждый восхвалял свой самолет и топил самолет конкурента». Почти год отсидев в Бутырской тюрьме, убеждая Сталина и Берию в  судебной ошибке, Туполев добился своего и его перевели в «шарашку» ЦКБ-29 НКВД, где он с другим учеными-авиатехниками проектировал перспективные самолеты.

Кстати
Весь мир узнал имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Особенно его первый реактивный пассажирский лайнер Ту-114, созданный на базе Ту-16. Двухпалубный аэробус совершал рейсы из Москвы в Хабаровск, Токио, Нью-Йорк и Гавану, установил 32 мировых рекорда. Далее были Ту-124, Ту-134, Ту-154. Последним проектом Андрея Николаевича Туполева стал сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.
Условия в «шарашке» отличались от тюремных. Вот что вспоминал об этом Леонид Кербер: «Будили нас в 7 утра, время до 8 отводилось на уборку спален, умывание, бритье, физзарядку и т. д. С 8 до 9 был завтрак, после чего работа до часу дня, когда мы шли обедать. С 2 до 7 опять работа, затем отдых до 8, ужин и свободное время до 11, когда гасили свет. Проверка производилась ночью, в кроватях, когда мы спали. Ближе к войне рабочий день удлинили до 10 часов, а с весны 1941 года и до 12. Кормили достаточно хорошо, на завтрак — кефир, чай, масло, каша; обед из двух блюд и компота; на ужин — горячее блюдо, кефир, масло, чай. Для работавших после ужина часов в 10 в столовую приносили простоквашу и хлеб. После лагерей такое питание напоминало лукулловы пиршества, и без физического труда и прогулок арестанты стали округляться».

В шарашке Туполеву поручили заниматься «проектом 103»: созданием пикирующего бомбардировщика – знаменитого Ту-2. Здесь, в лагерных условиях, под его руководством в очередной раз создавалась история советского авиастроения. Итогом работы конструкторов в «шарашке» НКВД стало создание уникальных бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, Пе-8, которые составили основу военной авиации в годы Великой Отечественной. За проделанную работу Туполева и 20 его ближайших соратников по приказу Сталина освободили досрочно в 1941 году. За годы войны с конвейера выпустили около 800 Ту-2, 750 из которых попали на фронт. Кроме того, в воздушных схватках участвовали девять типов самолетов, спроектированных Туполевым (5 000 машин).

Туполев в Казани

Андрей Николаевич не раз посещал Казань с «рабочими» визитами, - рассказывает завмузеем КАИ в 1982-2016 годах Валентина Коняхина. Впервые в столицу ТАССР он прибыл в 1936 году в качестве главного инженера и первого заместителя начальника Глававиапрома, чтобы поинтересоваться ходом строительства новых авиационных заводов на территории СССР.

Второй раз Туполев посетил Казань зимой 1942 года. Тогда он  участвовал в похоронах своего соратника Владимира Петлякова, разбившегося на своем самолете. На траурном митинге он предложил присвоить их совместному проекту, бомбардировщику АНТ-42 имя Петлякова (Пе-8).

Следующий визит Андрея Николаевича в Казань был связан с созданием самолета Ту-4 и затянулся на несколько месяцев. Работа над Ту-4 имела две важные особенности: правительство требовало как можно скорее запустить в производство новую модель самолета и разрешило выпуск партии в 29 единиц без учета традиционной опытной машины. Тогда Туполев предложил строить опытный образец из дерева по рабочим чертежам, передаваемым на Казанский завод.

По мере сборки деревянного самолета, каждый выявленный дефект фиксировался в рабочих чертежах, о чем немедленно сообщали на завод-изготовитель. Через полтора месяца деревянный Ту-4 был готов. На первом Ту-4, выпущенным Казанским заводом, Туполев вместе с летчиком-испытателем улетел в Москву.

В 50-60-е годы Андрей Николаевич приезжал в Казань в сопровождении дочери-терапевта Юлии. Вот, что она вспоминает: «Несколько раз мне приходилось бывать в Казани, но город видела только с воздуха, потому что прилетали на личном самолете прямо на аэродром завода, отец решал вопросы с руководством и ИТР предприятия, и мы улетали обратно. Летом иногда заводчане вывозили нас на Волгу. Вот и вся программа пребывания». 23 декабря 1972 года Андрея Николаевича не стало. Решением Совета Министров СССР от 8 мая 1973 года его имя присвоили Казанскому авиационному институту (сейчас Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, или КНИТУ-КАИ).

О том, какие мероприятия пройдут в Казани в день рождения Туполева, читайте здесь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах