10 ноября исполняется 130 лет со дня рождения гения советского авиастроения Андрея Туполева. Под его руководством было сконструировано более 120 самолетов различных типов, 70 из которых выпускались серийно. Среди них были и бомбардировщики, и истребители, и штурмовики, и морские торпедоносцы, планеры и пассажирские лайнеры, которые перевозят пассажиров страны и сегодня. С рабочими визитами Туполев не раз бывал и в Казани.
Каждый день он жил как последний, и каждый день создавал историю советской авиации, вопреки обстоятельствам, за что современники дали ему прозвище «Ледокол». О жизни инженера-авиаконструктора Андрея Туполева - в материале «АиФ-Казань».
Дворянские корни
Андрей Николаевич родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово Тверской области. Он был шестым ребенком в дворянской семье. Свое происхождение Туполев скрывал на протяжении многих лет.
Чтобы дать детям достойное образование, семья перебралась из села в Тверь, где Туполев поступил в местную гимназию. Уже во время обучения он проявлял интерес к точным наукам, особенно к физике. О своем учителе физики Андрей Николаевич писал: «Не ограничиваясь гимназическим курсом, он организовал астрономический кружок, водил нас на экскурсии на железную дорогу, текстильные фабрики, ставил замысловатые и увлекательные опыты по механике, оптике и электричеству».
На уроках труда гимназист Андрей Туполев открыл в себе талант конструктора: начал мастерить деревянные игрушки и модели кораблей. В 13 лет он продает все свои поделки и отправился в путешествие через Нижний Новгород, Астрахань, Тифлис, Ростов и Москву.
Воздухоплаватель
В 1908 году после окончания гимназии Андрей Николаевич поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ), где увлекается аэродинамикой. Спустя год в институте открылся воздухоплавательный кружок, возглавляемый инженером Николаем Жуковским. Неудивительно, что Туполев стал там самым частым посетителем. В 1910 году участники кружка создали «весовой планёр», испытателем которым стал Туполев. На своем первом воздухоплавательном аппарате будущий инженер благополучно перелетел через реку Яузу. Посмотреть на испытания собралось много людей, в том числе и полиция. Однако «шоу» продлилось недолго: после полета третьего пилота планет задел землю крылом и сломался.
Следующим летательным аппаратом, собранным студентами, и первым самостоятельно собранным самолетом в жизни Андрея Николаевича, стал самолет «Блерио-II», собранный по чертежам самого Луи Блерио, буквально только что перелетевшего через пролив Ла-Манш. Уже тогда Жуковский пророчил Туполеву большое будущее в авиастроении.
Мало кто знает, но Туполев хотел быть полезным не только в профессиональной деятельности, но и в общественной. Потому вместе с приятелями он пошел учиться в госпиталь при МВТУ и получил звание «сестры милосердия» (тогда существовало только такое звание), на его попечительстве было около 130 больных. В том же госпитале он познакомился со своей будущей женой Юлией Николаевной.
Вопреки обстоятельствам
Несмотря на то, что в студенческие годы Туполев полностью отдавался учебе, в 1911 году, на третьем курсе института, его арестовали за якобы участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы.
О причинах ареста Андрей Николаевич расскажет позже в своих воспоминаниях: «Услуга, которую я мог оказать товарищам, показалась мне настолько пустяшной, что я согласился. Меня попросили разрешить использовать свой адрес для переписки с другими студенческими организациями».
Несмотря на ходатайства со стороны директора училища и Николая Жуковского Андрея Николаевича выслали в административном порядке из Москвы в Пустомазово под негласный надзор полиции. Через три года после снятия ареста Туполеву удалось восстановиться в университете благодаря содействию Жуковского. С 1916 по 1918 года Андрей Николаевич учасвовал в работе первого в России авиационного расчетного бюро, конструирует первые аэродинамические трубы на базе училища под руководством Жуковского. В 1918 году он с отличием окончил МВТУ по специальности «инженер-механи»к.
«Каждый день может стать последним»
После окончания института в 1918 году Туполев с группой студентов под руководством Жуковского разработали положение о создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Предложение было одобрено новым правительством: «Такое великое событие как зарождение ЦАГИ мы отметили простоквашей с мёдом в ближайшем кафе, потому что там ничего другого и не было», - вспоминает Андрей Николаевич.
В ЦАГИ Туполев занимал должности заместителя председателя комиссии института, а также возглавил авиационный отдел. Вскоре после этого у Андрея Николаевича обнаружили туберкулез, и он лег на лечение в санаторий «Высокие горы», находящийся в центре Москвы. По воспоминаниям ближайшего соратника Туполева Георгия Озерова, несмотря на болезнь, «годы не испортили, а скорее наоборот, изменили к лучшему его внешний облик, придав ему выражение спокойной силы и ума и те неуловимые черты, которыми природа отмечает действительно крупных людей». После болезни Туполев стал жить под девизом: «Каждый день может стать последним, поэтому сегодня нужно сделать максимум возможного!»
Первые шаги
После смерти Николая Жуковского Туполев возглавил ЦАГИ и поставил себе цель создать в стране авиационную промышленность. Именно он настаивал на том, что дерево как материал для самолета не годится. Он видел будущее авиации, особенно тяжелой, за металлом. В 1921 году он создал свою первую машину: легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, испытания которого прошли успешно, доказав комиссии, что самолеты из металла строить можно и нужно. В 1924-м, используя опыт строительства аэросаней, команда Туполева создала первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2 из легкого металла – кольчугоалюминия. Туполев лично руководил плавками на Кольчугинском заводе, пока производственники не освоили новый материал.
Затем команда из 13 конструкторов, возглавляемая Туполевым, выпустила первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик Михаил Громов с бортмехаником Евгением Радзевичем в течение трех дней облетели столицы европейских стран. Это был один из первых успешных проектов советской авиации!
Наконец, первой «звездой» Туполева, не имеющей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 году. Именно этот самолет преодолел СССР с запада на восток, пересек Тихий океан и, преодолев расстояние в 21 242 километра, достиг Америки.
Знаменательным для советской авиапромышленности выдался и 1934 год, когда в небо поднялся самый большой в мире самолет с уникальным оборудованием для агитационно-массовой работы «Максим Горький»: при восьми членах экипажа он брал на борт 72 человека. Более того, это был первый советский самолет с автопилотом.
С 1925 по 1937 года на базе ЦАГИ под руководством Туполева были созданы самолеты различных назначений: от бомбардировщиков и истребителей до пассажирских лайнеров. За эти годы о советской авиации узнал весь мир: команда авиаконструкторов выезжала в страны Европы и Америку. Туполев организовал перестройку старых авиационных заводов в стране и возведение новых, в том числе Казанского авиационного завода. Ему все-таки удалось поставить на конвейер авиационное производство СССР.
В «шарашке»
Однако в СССР вместо «спасибо» решили отправить Андрея Николаевича в места не столь отдаленные. «21 октября 1937 года Андрей Николаевич Туполев вышел из своего кабинета в сопровождении двух мужчин в штатском в сапогах и с пачками перевязанных бечевкой бумаг. Он грустно улыбнулся мне и исчез из обычной жизни ровно на три года и девять месяцев», - вспоминает секретарь авиаинженера Наталья Архангельская.
Действительно, Туполев проходил по 58-й статье УК СССР: подрывная и шпионская деятельность. Но насколько это была правда? Михаил Громов вспоминал впоследствии: «Аресты происходили, потому что авиаконструкторы писали друг на друга доносы, каждый восхвалял свой самолет и топил самолет конкурента». Почти год отсидев в Бутырской тюрьме, убеждая Сталина и Берию в судебной ошибке, Туполев добился своего и его перевели в «шарашку» ЦКБ-29 НКВД, где он с другим учеными-авиатехниками проектировал перспективные самолеты.
В шарашке Туполеву поручили заниматься «проектом 103»: созданием пикирующего бомбардировщика – знаменитого Ту-2. Здесь, в лагерных условиях, под его руководством в очередной раз создавалась история советского авиастроения. Итогом работы конструкторов в «шарашке» НКВД стало создание уникальных бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, Пе-8, которые составили основу военной авиации в годы Великой Отечественной. За проделанную работу Туполева и 20 его ближайших соратников по приказу Сталина освободили досрочно в 1941 году. За годы войны с конвейера выпустили около 800 Ту-2, 750 из которых попали на фронт. Кроме того, в воздушных схватках участвовали девять типов самолетов, спроектированных Туполевым (5 000 машин).
Туполев в Казани
Андрей Николаевич не раз посещал Казань с «рабочими» визитами, - рассказывает завмузеем КАИ в 1982-2016 годах Валентина Коняхина. Впервые в столицу ТАССР он прибыл в 1936 году в качестве главного инженера и первого заместителя начальника Глававиапрома, чтобы поинтересоваться ходом строительства новых авиационных заводов на территории СССР.
Второй раз Туполев посетил Казань зимой 1942 года. Тогда он участвовал в похоронах своего соратника Владимира Петлякова, разбившегося на своем самолете. На траурном митинге он предложил присвоить их совместному проекту, бомбардировщику АНТ-42 имя Петлякова (Пе-8).
По мере сборки деревянного самолета, каждый выявленный дефект фиксировался в рабочих чертежах, о чем немедленно сообщали на завод-изготовитель. Через полтора месяца деревянный Ту-4 был готов. На первом Ту-4, выпущенным Казанским заводом, Туполев вместе с летчиком-испытателем улетел в Москву.
В 50-60-е годы Андрей Николаевич приезжал в Казань в сопровождении дочери-терапевта Юлии. Вот, что она вспоминает: «Несколько раз мне приходилось бывать в Казани, но город видела только с воздуха, потому что прилетали на личном самолете прямо на аэродром завода, отец решал вопросы с руководством и ИТР предприятия, и мы улетали обратно. Летом иногда заводчане вывозили нас на Волгу. Вот и вся программа пребывания». 23 декабря 1972 года Андрея Николаевича не стало. Решением Совета Министров СССР от 8 мая 1973 года его имя присвоили Казанскому авиационному институту (сейчас Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, или КНИТУ-КАИ).
О том, какие мероприятия пройдут в Казани в день рождения Туполева, читайте здесь.