19 декабря православные отмечают большой праздник - день памяти Николая Чудотворца (в народе еге еще называют Никола Зимний). В Казани есть храм, названный в честь Николая Угодника - Никольский кафедральный собор. Каждое воскресенье там выстраивается большая очередь для беседы с почётным протоиереем - отцом Николаем Ушаковым. Чем он известен, рассказывает «АиФ-Казань».
Святая помощь
Батюшке 93 года, но он до сих пор служит в храме. Для каждого, кто обращается к нему, находит слова утешения, поддержки. Так, одна из прихожанок очень тяжело переживала смерть своей матери – заболела, исхудала. «Беседа с отцом Николаем вернула меня к жизни», - рассказывала женщина своим детям и внукам.
19 декабря в День Николы Зимнего отец Николай отметил день своего тезоименитства - день ангела. Святой Николай Угодник почитается православными едва ли не наравне с Иисусом Христом и Богородицей. Есть предание, что, когда Николай Угодник спускается на землю, от него убегают все духи тьмы.
Видимо, и отец Николай не просто так получил своё имя. В его жизни тоже были моменты, когда он чувствовал помощь своего святого. В апреле 1942 года его, 19-летнего паренька, призвали на фронт. Страшные бомбёжки, обстрелы, которые довелось тогда пережить, священник запомнил на всю жизнь. «Я был тогда рассеянным и маловерным, - говорит он. - Но постоянно молился - кратко, мысленно, своими словами Святителю Николаю. И он услышал меня.
Ведь я остался жив после тяжёлого ранения в грудь, хотя и потерял много крови. То, что меня под шквальным огнем вынесли с поля боя, быстро переправили в госпиталь, было настоящим чудом».
Николай был верующим с детства. Хотя после революции церкви закрывали, молодёжи внушали, что Бога нет, родители – простые рабочие - не отказались от веры и воспитали в ней своего сына.
Ленивые сердца
Из военного госпиталя молодого человека направили на лечение в Казань. Он устроился работать на эвакуированный из Ленинграда завод и начал учиться в духовной семинарии.
Тогда в Казани действовала всего одна церковь - на Арском кладбище. А в Никольском соборе был склад какого-то заводского хлама. Стояли бочки с бензином, керосином, нефтью, валялись трубы, рельсы. Но как только верующие узнали, что храм откроют вновь, решили помочь всем миром, создали бригаду. Работали по выходным, вручную грузили тяжести на машины, вывозили их. Смастерили переносной престол, чтобы быстрее начать службу.
«После войны, несмотря на все запреты коммунистов, вера у людей была крепче, чем сейчас, - считает отец Николай. - Потому что все пережили горе, в каждой семье потеряли или отца, или мужа, сыновей или братьев. Многих прихожан привозили в храм на каталках: они были без рук, без ног.
Люди ходили в храм молиться за раненых, больных, за тех, кто погиб на фронте. И сами за себя молились – чтобы Бог не посылал им больше таких испытаний. А сейчас ходить в храмы стало модно, но это всё внешнее, как говорят, «показуха». Люди стали ленивы, души пустеют».
Найти святыню
«Как вернуть веру? Может быть, нужны какие-то особые ритуалы?» - часто спрашивают отца Николая. Ведь он известен в Казани как единственный священник, имеющий разрешение на отчитки бесноватых молитвами. Этот особый церковный чин проводится в исключительных случаях для помощи одержимым людям. Хотя сейчас батюшка уже никого не отчитывает. Митрополит посоветовал ему пока воздержаться от этого обряда в связи с состоянием здоровья.
Обряд требует большого напряжения от священника, длится три-четыре часа. За это время выносятся разные иконы. «Надо искать святыню, – объясняет отец Николай. - От какой иконы или от креста животворящего усмиряется лукавый и уходит...
Лукавый даже разговаривал со мной – через больного человека. Задаешь вопрос ему, а отвечает лукавый: «Меня послали к такому-то человеку - им командовать, чтобы он нам подчинялся».
Священник замечает, что сегодня лукавый действует очень активно – например, через колдунов, чародеев, к которым считают возможным обращаться многие, в том числе и казанцы.
Когда лукавый входит в человека, он отнимает у него разум». Но это не произойдёт, если в душе уже поселилось добро, если она не пуста. У каждого человека есть особая – духовная потребность – избавиться от греха. Это значит, чтобы наполнить свою душу, люди должны молиться сами, уметь радоваться каждому дню. Я сам так и живу».