Чтобы заключенные не смогли покинуть территорию тюрьмы, татарстанские колонии не только обносят высокими заборами с несколькими рядами колючей проволоки, но и используют современное оборудование.
Так называемая интегрированная система безопасности означает, что вместе с охранниками и надзирателями за заключенными следят видеокамеры и различные датчики. Современных технических средства позволяют масштабно охватывать территорию объекта, быть в курсе внутренних событий, происходящих в тюрьме – контролировать общение заключенных, их действия. Таким образом, возможность побега из тюрьмы исключается уже на этапе его планирования.
Вся жизнь заключенных на экране
Вход в исправительную колонию №2 лежит через КПП. Здесь у журналистов попросили паспорт, и потребовали сдать все средства связи. Проходя через две двери, рамку и фейс-контроль, невольно начинаешь чувствовать себя неуютно.
Благодаря совместной работе нескольких служб внутри колонии, мы наблюдаем за тем, что происходит за периметром учреждения, а также внутри исправительной колонии.
«Вы находитесь на посту оператора систем видеонаблюдения, где сотрудница визуально следит за заключенными по экрану», - говорит заместитель начальника УФСИН России по РТ Марат Раупов, заходя в небольшое помещение, где установлено около 6-7 экранов. На них изображения, поступающие от купольных видеокамер, установленных в разных точках колонии. Так, на экранах можно увидеть заключенных, сидящих в своих камерах, нескольких осужденных, направляющихся к построению, а также пустые коридоры, двор. На мониторах также есть и дежурные надзиратели. По словам, Марата Раупова, за ними тоже ведется контроль.
Оператор Наталья Яковлева рассказывает, что работает на посту по 12 часов в сутки.
Она, внимательно наблюдая за всем, что происходит на мониторах, говорит, что с помощью новой техники может детально рассматривать, чем занимаются заключенные, в любом уголке отведенной территории. Женщина передает постам, что видит на экране скопление заключенных возле центральной аллеи. Уже через полминуты на место прибывает сотрудник колонии, чтобы выяснить причину.
Наталья Яковлева объясняет, что при желании, изображение можно увеличить и даже рассмотреть табличку с фамилией и номером отбывающего наказание.
Чтобы показать журналистам, как система работает в экстренной ситуации. Оператор дает вводную: «Побег». Журналисты видят на мониторах, как буквально через считанные секунды сотрудников учреждения направляются к предполагаемому месту побега.
Всего в Татарстане охраняется 16 объектов уголовно-исполнительной системы
Цена вопроса | |
---|---|
В 2013 году из ФСИН России получено более 13 млн. рублей на приобретение датчиков обнаружения, металлодетекторов и установу камер видеонаблюдения. Кабинетом министров РТ выделено 5,5 млн. рублей, на которые приобретено оборудование для систем видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом по биометрическим параметрам. Более того, республиканские власти выделили средства на 25 стационарных металлодетекторов и 17 интероскопов. |
В их число входят восемь исправительных колоний, одно лечебно-исправительное учреждение, пять следственных изоляторов, одна воспитательная колония и одна психиатрическая больница стационарного типа с интенсивным наблюдением. Чтобы не допустить побеги, во всех перечисленных объектах ведутся работы по оснащению и установке современных средств обнаружения, камерами видеонаблюдения, проводится реконструкция инженерных средств охраны, наращивание плотности противобеговых заграждений.
По словам, сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний в Татарстане площадки для досмотра транспорта и грузов, проезжающих в запретные зоны, тоже оснащены специальными датчиками блокировки, которые закрывают двери при срабатывании системы тревожной сигнализации. На КПП людей пускают по пропуску. В 11 учреждениях установлены системы контроля и управления доступом по картам доступа и биометрическим параметрам.
В Татарстане предпринимались неоднократные попытки побегов из мест отбывания наказаний. Последний такой случай произошел 7 августа этого года. С участка колонии-поселения при ИК-10, находящейся в Менделеевске, сбежали осужденные Азат Хайруллин и Виталий Шабалин. Уже на следующий день их задержали у родственников одного из сбежавших в Казани. В настоящее время за совершение побег Хайруллину и Шабалину грозит наказание на срок до 5 лет лишения свободы каждому.
9 июля 2012 года в Нижнекамске заключенный выбил решетку штрафного изолятора, проник в гараж, угнал автомобиль и спокойно выехал за территорию колонии-поселения. В тот же день он был обнаружен в Альметьевском районе. А вот побегов непосредственно из самих ИК в Татарстане старожилы системы УФСИН не припомнят.
Как правило, сотрудники тюрьмы пытаются не допускать попыток к бегству, контролируя состояние заключенных, но если это происходит, то беглецам удается провести на воле не более суток.