Но многие относятся к этому приговору как к исключению из правил. Масштаб коррупции, в представлении населения, настолько велик, что наказание одного чиновника, пусть и крупного, воспринимается каплей в море. Мы выяснили, как в республике борются с коррупцией, в каких сферах процветает взяточничество и как часто привлекают к ответственности коррупционеров.
Комментарий | |
---|---|
Заведующий орготделом Управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов: - Практически все сферы жизни общества в той или иной степени поражены коррупцией. Взять, к примеру, коррупционные риски, связанные с использованием сельхозземель. Вначале недобросовестные чиновники оформляют разрешение на их использование под ведение садоводства. Потом образуют садовые товарищества на пару человек и выкупают земли по льготным копеечным ценам. А дальше продают их частникам для индивидуального строительства, но уже за другие деньги. В этом были замечены районы, сосредоточенные вокруг крупных городов: Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский и Тукаевский. Как правило, вопросы, касающиеся общих болевых точек, выносятся на рассмотрение Совета при президенте РТ по противодействию коррупции. К примеру, в этом году было рассмотрено выполнение поручения президента РТ по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. Сейчас рабочей группой подготовлены предложения по изменениям в федеральное законодательство. Но самое главное – налажено взаимодействие всех государственных структур и банков для борьбы с этим явлением, и уже есть первые результаты – возбуждено два уголовных дела по фактам незаконного образования юрлица. Есть положительные изменения на муниципальном уровне. Сйчас мы имеем честную статистику по поголовью скота, надоям, сбору урожаев. Сократились случаи приписок и связанных с ними посягательствами на бюджетные средства. Тем не менее нарушений еще достаточно. Взять хотя бы работу благотворительных фондов, созданных практически в каждом муниципальном районе. Например, в Централизованном фонде, учреждённом сельхозпредприятиями Актанышского района, отсутствовали документы, подтверждающие расходование 11,5 млн рублей. Оценку этим фактам даёт МВД по РТ. Ещё одна проблема – аффилированность коммерческих предприятий должностным лицам и другие злоупотребления. В Нурлате был выявлен факт невыполнения муниципального контракта с 2010 г., хотя по документам всё было в порядке и коммерческому предприятию выплатили почти миллион рублей. Руководитель исполкома города А. Савинов был уволен, материалы для доппроверки направлены в правоохранительные органы. В целом же в ходе работы Управления по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений за этот неполный год возвращено в бюджет и предотвращены бюджетные потери на 13 млн руб. |
На прошлой неделе Тимофеев был этапирован в колонию строгого режима № 5 в пос. Нижние Вязовые Зеленодольского района. С момента ареста экс-чиновника прошёл ровно год.
Глава района был пойман с поличным 21 октября 2011 года, когда получал два миллиона рублей от предпринимателя, желающего прикупить земельные участки на берегу Волги. Ещё три миллиона Тимофееву были переданы несколькими днями ранее. История вызвала большой общественный резонанс, однако многие посчитали, что это показательная порка в назидание остальным. И мало кто верил, что проштрафившийся чиновник сядет. Теперь его последняя надежда - Президиум Верховного суда РФ.
Насколько серьёзна ситуация в высших кругах, показало недавнее заседание совета при президенте РТ по вопросам противодействия коррупции, произведшее эффект разорвавшейся бомбы. Такого количества разоблачений да ещё и в присутствии прессы общественность не припомнит. Досталось многим.
Семейный бизнес
Так, факты коррупции, в которых уличили первых лиц, были выявлены сразу в двух районах республики. Дочь главы Нурлатского района – Наиля Шарапова и её супруг (сын руководителя исполкома) благодаря стараниям отцов попали в состав учредителей компании «Благоустройство пять». За три года предприятие получило муниципальные заказы на 50 млн рублей. «Семейный бизнес» зафиксирован и в Агрызском районе, где дочь экс-главы района Фарита Габбасова за несколько лет успела побывать учредителем или соучредителем различных организаций.
В некоторых случаях её «компаньонами» являлись сын руководителя исполкома района и жена помощника главы. В ходе проверки женщина объяснила, что сама никогда не занималась делами этих компаний, вопросы решал отец. К слову, Габбасов возглавлял район 10 лет. В Агрызском районе обнаружили и другие коррупционные факты. Благодаря благосклонности руководства, один бизнесмен (имя его так и не сообщили) стал фактическим монополистом в сферах строительства, управления жилищным фондом и теплоснабжения. Его фирмы выигрывали значительную часть муниципальных контрактов. Среди крупных татарстанских организаций наиболее серьёзные претензии прозвучали в адрес ОАО «Генерирующая компания» (о том, как компания умудрилась работать по самовольным тарифам, «АиФ Казань» написал в №43). И видимо, немало озолотились: анализ минэкономики РТ показал, что ежемесячные доходы ряда её руководителей составляли несколько миллионов рублей и в 1,5 раза превышали заработки сотрудников таких промышленных гигантов, как «Оргсинтез» и «КАМАЗ».
А ещё прежнее руководство провернуло аферу, не один год закупая газ с огромной наценкой у аффилированных фирм. Те получали громадные доходы как посредники. Если бы газ покупался у компании, избранной кабинетом министров РТ единственным поставщиком, расходы только за один год могли бы снизиться не меньше чем на миллиард (!) рублей.
Боремся, но…
Если не брать в расчет недавние разоблачения, на первый взгляд, борьба с коррупцией в республике ведется постоянно. «Закон о противодействию коррупции в РТ» работает с 2006 г. И показатели растут ежегодно. В 2007 г. было зафиксировано 572 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в 2008 г. – 636, в 2009 – 603, а, к примеру, за 9 мес. 2012 – уже 1082 (!) Правда, наказывают пока ещё весьма либерально. Так, к примеру, в 2010 г. из осужденных 209 человек 71% отделались условным наказанием, штраф заплатили 21%, лишились свободы – 5,7%.
Информация о задержании взяточников в СМИ тоже поступает регулярно. Любопытно, что ловят в основном тех, кто даёт. Так, по данным Управления судебного департамента РТ, за 6 мес. этого года осуждены за дачу взятки 26 человек, а за получение взятки – всего 8.
Мнение эксперта | |
---|---|
Не борьба, а имитация! Профессор кафедры уголовного права КФУ Борис СИДОРОВ: «То, что в республике называют борьбой с коррупцией, в действительности - её имитация. Коррупция – явление системное, и борьба нужна системная. Она подразумевает, во-первых, воздействие на причины коррупции. Второе: в основе борьбы должен лежать принцип справедливости. Третье: нужна профилактика - в коррупции надо выделить ядро, которое составляют должностные преступления, то есть злоупотребление властными полномочиями с целью корысти и получение взятки. И направить силы на это. Сейчас говорят о декларировании доходов и расходов чиновников. Нужна уголовная ответственность за непредставление информации или заведомо ложные данные о доходах и расходах чиновников и их близких. Искоренить коррупцию невозможно – это идеология. В РТ очень сильна местная власть, в руках которой сконцентрировано основное богатство республики. Ситуация будет хуже: продолжат создавать видимость борьбы. Но на самом деле ловят только стрелочников: привлекают, прежде всего, преподавателей, медиков, не являющихся представителями власти, а власть не трогают. |
«Коррупция относится к наиболее сложной категории правонарушений. Они не всегда укладываются в состав преступления, - говорит помощник мэра Казани по противодействию коррупции Ратмир Шайдуллин. - К примеру, правоохранительные органы видят, что кто-то совершает коррупционные действия, но обвинить его в мошенничестве или должностном преступлении очень сложно. Привлечь к уголовной ответственности при отсутствии достаточных доказательств нельзя».
«Сегодня расследуется больше коррупционных преступлений, потому что люди поняли, что коррупция – это плохо, - говорит член Общественной палаты РТ Владимир Шевчук. - Статистика показывает, что 2/3 опрошенных считают именно так, но при этом 10% до сих пор уверены, что без взяток не обойтись. В первую десятку коррупционных сфер входят ГИБДД, медучреждения, школы и вузы, военкоматы, правоохранительные органы (в том числе суды) и другие сферы. Формула коррупции – это безмерная человеческая жадность, помноженная на непорядочность.
В большинстве случаев коррупция – это злоупотребление чиновника положением. Когда он принимает на работу родственников или ставит земляков на руководящие посты. В Германии, например, невозможно, чтобы новый начальник привёл с собой целую команду руководителей рангом поменьше. Там работают с теми, кто есть».
«Антикоррупционная борьба заключается не только в том, чтобы поймать нарушителя закона и наказать его, хотя для большинства граждан борьба с взяточниками сводится главным образом к этому, - говорит министр юстиции РТ Мидхат Курманов. - Для нас эта деятельность заключается, прежде всего, в подготовке нормативной правовой базы. Все должны соблюдать закон, так как только в этом случае коррупция будет сведена к минимуму. В этом и заключается главная проблема при реализации антикоррупционной политики: закон предусматривает всё, другое дело, как его исполняют. Я считаю, что антикоррупционная политика, которая проводится в нашей республике, эффективна. На всех уровнях без стеснения оглашаются имена: и глав муниципалитетов, и руководителей республиканских ведомств. Это говорит о том, что никто ни за кого не заступается. И остальным, кого миновало наказание за взятку, стоит задуматься, что их тоже это может ожидать, если они вовремя не остановятся. То есть, должно быть понимание неотвратимости наказания».
Миссия невыполнима?
По мнению экспертов, такое явление, как коррупция, одними «посадками» и громкими разоблачениями не решить.
«На муниципальном уровне мы должны предупредить эти явления, - говорит Р. Шайдуллин. - Объяснение этому простое – если преступление совершено, возврат денег в бюджет осуществить практически невозможно. В подобных случаях более эффективными являются другие меры - дисциплинарная ответственность, увольнение, общественное порицание, кадровые перестановки, перераспределение полномочий».
В качестве эксперимента в мэрии планируют на примере конкретного структурного подразделения исполкома создать универсальную модель, которая будет устойчива к различным антикоррупционным проявлениям. Потом эта модель будет спроецирована на другие подразделения. У населения также должно быть соответствующее правосознание. «Если не давать взятки, то и брать их никто не будет», - говорит помощник мэра. Ещё одно эффективное направление – создание электронного правительства, благодаря которому многие документы можно получить, минуя бюрократа.
«Важно привлечь общественность к решению этой проблемы. Общественный контроль, о котором сейчас столько говорят, – это участие общественности в экспертизе всех принимаемых властями законов и наблюдение за их исполнением, - говорит
В. Шевчук. - СМИ – мощнейший общественный институт, противодействующий коррупции. Ведь коррупционер более всего боится гласности.
Но коррупцию не только в Татарстане, но и в России искоренить нельзя: ведь у нас она складывалась веками. Бояре и воеводы получали в кормление определённые территории и жили тем, что им принесут. Многие «воеводы» до сих пор пользуются этим. Но коррупция не в тиши кабинетов, а в головах…»
Загадки госзакупок
Какие заказы размещают на сайте госзакупок? Всегда ли покупки соответствуют сфере деятельности? Посмотрим закупки последних месяцев.
Хорошо живут Альметьевские тепловые сети: покупают для сотрудников 8 планшетников за 28,9 тыс. руб. каждый.
Казанская психбольница заказала легковую иномарку в комплектации люкс за 1,2 млн руб., а минкульт РТ – за 1,1 млн руб. Особый комфорт нужен чиновникам и в воздухе: за VIP-вертолёт для минсельхозпрода РТ отдают 2 млн руб.
Минобрнауки РТ готово потратить 3 млн руб. на сложную систему подбора кадров.
Не скупятся чиновники и на конкурсы с праздниками. Так, на участие в фестивале минстрою РТ потребовалось без малого 5,4 млн руб. На новогоднюю ёлку высотой 41 м исполком Казани потратит 12,5 млн руб.
Сигареты для СИЗО №3 тоже относятся к госзакупкам. Причём заказывают не только дешёвые, но и элитные марки по 60-63 руб. за пачку. Для VIP-арестантов?
Огромные суммы вкладывают и в имидж республики. Минстрой РТ объявил тендер на капремонт представительства РТ в Москве: цена – 300 млн руб. Для сравнения, на капремонт здания МВД РТ готовы отдать 40 млн руб.
P.S.
Самые громкие коррупционные скандалы
Схемы коррупционных нарушений
1 Сокрытие доходов, представление неполных сведений в декларациях. 50% служащих «включают дурачка». Мол, не поняли, как правильно. Хотя существуют специальные методички по тому, как заполнять сведения о доходах. Наказание – выговор или замечание.
По результатам опроса британской аудиторской компанией Ermst&Young, свыше трети опрошенных сотрудников крупных европейских компаний готовы давать взятки ради процветания своего бизнеса. |
2 Участие, владение долей в коммерческих структурах. Так, например, замруководителя исполкома Елабуги Р. Сафиуллин руководил сразу пятью фирмами - «Мастер-С», «Монтажспецстрой», «Алсу», «Арыш», «Ломбард Рантье». Его коллега из Ютазинского раона В. Хабибуллин параллельно является учредителем ООО «Управляющая компания Ютазинского муниципального района РТ» и ООО «Стройинвест плюс». При этом чиновник может передать дела в доверительное управление родственникам и это уже не будет нарушением.
От редакции. Вот вам и лазейка. А удержаться от преференции «родной» фирме весьма сложно.
3 Применение в нормативных актах формулировок, которые являются коррупциогенным фактором. Например, слова «вправе» и «иные условия» могут позволить толковать закон в ту или иную сторону. Или когда из постановления чётко непонятно – какие именно документы следует предоставлять. Больше всего таких нарушений – в документах, принимаемых органами местного самоуправления и которые регулируют социальную и экономическую сферу, земельное, бюджетное, жилищное законодательство. За 9 месяцев этого года из 2064 нормативных правовых актов и их проектов были исключены коррупциогенные факторы.
4 Распоряжение муниципальным или государственным имуществом. Наиболее частое - пускают туда арендаторов. Например, главврач сдает часть больницы под аптеку.
5 Нарушения в сфере госзаказа. Только в этом году прокуратурой РТ их было выявлено более 500. Например, заключение договора с одной и той же фирмой без проведения конкурса. Так как закон запрещает в течение квартала заказывать без конкурса одноименную продукцию на сумму 100 тыс. руб. и более заказы дробятся на более мелкие суммы. А значит, можно покупать у кого хочешь и по любой цене. Такие дела передаются в
(По данным социологических исследований Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу совместно с Центром перспективных экономических исследований АН РТ.) |
Антимонопольную службу, где нарушителей могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. руб. Размещение заказов на крупные суммы с одной организацией. Например, когда контракт на вывоз ТБО заключают с единственной фирмой, которая имеет лицензию, мотивируя, что это единственный поставщик в регионе. Но не исключено, что в случае проведения конкурса могут найтись желающие из других регионов.
Включение в аукционную документацию, которые ограничивают количество участников заказа. Так, в Балтасинском районе был размещен заказ на поставку снегодхода с указанием конкретных технических характеристик модели. Аналогичные факты были в Зеленодольском, Нижнекамском районах и Советском районе Казани. (По материалам Прокуратуры РТ)