Примерное время чтения: 7 минут
475

Протоиерей Олег Соколов изгонял торговцев из храма, потому что для Бога все равны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Татарстан 05/09/2012

В Москве появились православные дружинники, которые взялись оберегать святыни, в Киеве молодняк сносит Поклонные кресты, а Интернет захлёбывается по поводу приговора «Pussy Riot». Что происходит?

«Интерес к религии определяется не модой, а духовными запросами общества. Хотя среди тех, кто держит свечи в храмах, немало и так называемых подсвечников», - говорит протоиерей Олег Соколов.

Непогрешимых нет

- Что-то надломилось во взаимоотношениях Церкви и общества. И вряд ли причиной тому часы Патриарха и панк-молебен в храме Христа Спасителя. Или я не права?

- Достойно сожаления, что слышен голос только одной стороны. Она ведёт себя агрессивно, недоброжелательно по отношению к Церкви и священнослужителям. Допускаю, что это «накат». Возможно, отрежиссированный. Люди невротизированы крайне. Причины известны. Но в происходящем вокруг РПЦ нужно спокойно разобраться. Однако этого не происходит, и голоса второй стороны не слышно.

- После событий 19 августа Госсовет РТ принял решение, что только граждане РФ могут регистрировать религиозные организации. Вместо «Добро пожаловать!» – «Посторонним вход воспрещён»?

- Россия пережила форменное нашествие зарубежных миссионеров, которые дурачили людей, в основном, молодых, и принесли немало бед. Наступление было на духовные ценности как православных, так и мусульман. Нельзя говорить «Добро пожаловать!» первому встречному.

А в том, что экстремисты представляют реальную угрозу обществу и государству, убедились даже самые благодушные.

- Во время телетрансляций православных празднеств многих верующих коробят обилие «чёрных пиджаков» охраны и истово крестящиеся персоны, прежде придерживавшиеся иного мировоззрения. Какая-то мода на религию…

- Вполне возможно, что персоны, которым полагается охрана, искренно уверовали, и тут нет элементов политической игры. Интерес к религии определяется не модой, а духовными запросами общества. Хотя среди тех, кто держит свечи в храмах, немало и так называемых подсвечников. Эти люди ещё не прониклись верой. Но все-таки они пришли в храм! Дальнейшее зависит от их духовного посыла. На пути к Богу каждый свободен в выборе.

 

Досье
Олег Соколов родился в Казани в 1937 г. Окончил радио­факультет КАИ и мехмат КГУ. Кандидат технических наук, доцент, работал зав. кафедрой Танкового училища. Начал служить церкви в 1991 г. Принял сан священника в 1994 г. С 1996-го по 2008-й – настоятель Богоявленского собора. Отмечен церковными наградами вплоть до «Креста с украшениями». Женат. Взрослый сын, два внука.

- До 1905 г. православие было официальной религией России. «За веру, царя и Отечество» страна воевала с агрессорами. Сейчас национальной идеи нет. Нужна ли она?

- Уверен, нужна. Объединяющая всех идея патриотизма, любовь к Отечеству и ответственность за его судьбу. Нужно национальное и (для верующих) религиозное самосознание. И прежде всего, для русских, у которых оно, увы, значительно слабее, чем у татар (что вызывает у меня к ним глубочайшее уважение). Ещё в 90-х Патриарх Алексий заявил, что является сторонником отделения Церкви от государства. Это охраняет от диктата. Я ежегодно участвую во Всемирном Русском народном соборе и ни от кого не слышал возражений. Православие должно остаться прежде всего нравственной опорой для людей. И ни в коем случае не насаждаться «сверху». Господь зовёт, но не тащит! Однако, по моему мнению, РПЦ должна активизироваться как в миссионерстве, так и в окормлении всех, кто в этом нуждается.

- А как вам звучащие в РТ предложения жить по законам шариата?

- Пока вызывают улыбку. Но, возможно, её придётся и погасить. Думаю, что в каждой общине люди могут жить, как хотят. Но только в пределах общины. За ней – надо жить по светским государственным законам.

Кесарю кесарево

- РПЦ ставят в вину, что слишком активно стала вмешиваться в светскую жизнь. В Краснодарском крае, в Самаре прошли акции «Надоели попы!» Но может ли Церковь полностью абстрагироваться от общественно-политических процессов?

- Ответ известен. Церковь отделена от государства, но не от общества. Предназначение Церкви – быть духовно-нравственной опорой общества. Церковь не только может – должна говорить громко и внятно. И духовный пастор – священник – не должен замыкаться в стенах храма. Громко – не значит навязчиво. Любая навязчивость вызывает раздражение. Каждый человек, кем бы он ни был, имеет право на собственное мнение. Только пусть не считает его истиной в последней инстанции. Но если речь о лидерах, светских или духовных, то они обязаны публично высказывать только мнение своей организации, выработанное сообща. Любой священнослужитель имеет право высказаться по любому поводу внутри Церкви. Лично я неоднократно пользовался этим правом и в Казани, и в Москве. Были дискуссии, жаркие споры. Однако, если принято соборное решение, оно обязательно для каждого священнослужителя.

- То, что Владыка Анастасий стал Митрополитом Казанским и Татарстанским, влияет на положение РПЦ в республике?

- Повысился авторитет Владыки в глазах верующих и власти. Возросла степень его влияния на жизнедеятельность православного сообщества. Хотя по благодати все архиереи равны. С практической стороны РПЦ сблизилась с прихожанами, поскольку епископов на территории, подведомственной митрополии, стало больше, а их, образно говоря, «участки» меньше. Больше возможностей для общения с паствой и теми, кто пока только взыскует.

- Вы были настоятелем Богоявленского собора, а перед этим 5 лет хлопотали за его возвращение Церкви. Не без вашего участия возвращены Ивановский монастырь и Варваринский храм. Власти РТ с пониманием относятся к нуждам православных?

- Без поддержки властей ничего бы не осуществилось. В том числе и материальной. Ведь Церковь – не место для бизнеса, сама не может зарабатывать. Христос изгнал торговцев из храма! Когда я был настоятелем Богоявленского собора (а это были непростые 90-е), то регулировал всё, что связано с продажей свечей, религиозных книг и атрибутики. Мы ведь всё это закупали, а не сами делали. Я объяснял верующим: отсутствие денег – не препятствие для исполнения обрядов или тем более таинств. Нельзя отказывать человеку, допустим, в крещении, если у него нет средств. Многие подходили ко мне тогда с такой проблемой, никому отказа не было. И всё же, если государство на деле, а не на словах печётся о нравственности сограждан, то Церковь вправе ждать от государства большей помощи. Православные храмы и обители республики в ней нуждаются.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах