Потерянные души
- Отец Евфимий, тысячи россиян воюют на стороне исламских радикалов. Случай с Варварой Карауловой – вершина айсберга. Что происходит?
- Формирование мировоззрения молодёжи пущено на самотек и отдано на откуп интернету, а это море, куда разные рыбаки забрасывают свои сети. Юношеский максимализм, поиск идеалов и приключений, романтизм и обычная житейская неопытность часто становятся причиной того, что молодые люди оказываются в хитро расставленных сетях всевозможных сект и псевдорелигиозных групп, исповедующих весьма радикальные взгляды.
- В ряды ИГИЛ вступают также христиане из западных благополучных стран. Традиционные конфессии с их мирными проповедями бессильны перед лицом агрессии радикальных исламистов?
- К сожалению, Запад уже не вправе именовать себя христианской цивилизацией. Европа, США, Австралия сознательно отказались от христианских ценностей. Их главной хранительницей остаётся Россия – во многом благодаря испытаниям, выпавшим на долю Русской Церкви в ХХ веке.
На территории России никогда не было религиозных войн, православные никогда не воевали с мусульманами или представителями иных конфессий. Все конфликты, которые сегодня пытаются подчас представить как религиозные войны (Кавказская война, завоевание Казанского ханства, Астраханского ханства и т.д.), в действительности были обусловлены политическими причинами.
- А разве сегодня Русская Православная Церковь не стала ведомством на госбюджете?
- Вообще-то согласно конституции у нас все религиозные организации, в том числе и Православная Церковь, отделены от государства. Приходы, монастыри, духовные учебные заведения существуют только на средства епархий и пожертвования благотворителей – юридических и физических лиц. Священники не могут занимать государственные должности, участвовать в политике, баллотироваться в депутаты.
После вхождения Крыма в состав России Крымские епархии Московского Патриархата по-прежнему остаются под управлением Украинской Православной Церкви. Абхазию и Южную Осетию, признанных Россией независимыми государствами, РПЦ продолжает считать канонической территорией Грузинской Православной Церкви.
Можно привести массу иных примеров. Это не значит, что Церковь находится в оппозиции государству – она и не в оппозиции, и не в форватере государственной политики. Будучи неотмирной по своей природе, она вне политического процесса.
- Но против лома нет приёма, кроме другого лома. Не кажется ли Вам, что для спасения христианских ценностей назрела встреча Патриарха Кирилла с Папой Римским?
- Чисто протокольная встреча непродуктивна. Важна не сама по себе встреча, а то, каковы будут ее итоги, поэтому договариваться нужно, что называется, на берегу. С Ватиканом Московский Патриархат находится в постоянном и активном диалоге по самому широкому спектру вопросов, однако пока, к сожалению, далеко не по всем вопросам выработаны согласованные позиции. Наибольшие разногласия вызывает проблема униатства на Украине.
О союзе мужчины и женщины
- Голубые» скандалы в Казанской епархии вообще и в семинарии в частности, стали достоянием российской общественности…
- В период моего ректорства – а это немногим больше года, семинария поводов для таких скандалов не давала.
- Возможные слухи подрывают авторитет РПЦ. На дворе всё больше храмов, а вокруг - всё больше хамов…
- Мне больше нравится другая фраза: чем больше храмов, тем меньше тюрем, изоляторов и колоний. Школа у нас практически отказалась от воспитательных функций, институт семьи переживает острейший кризис. Возникает вопрос, кто и где будет детям объяснять, что такое хорошо и что такое плохо? Сегодня ответственность за воспитание молодых членов общества во многом легла на плечи традиционных конфессий.
Нам необходимо приложить немало усилий для сохранения традиционных ценностей, в первую очередь, для укрепления института семьи как союза мужчины и женщины. К счастью, в обществе появляется осознание опасности небрежного отношения к традициям предков и заигрывания с сообществами, пропагандирующими нетрадиционные формы половых отношений. Есть черта, которую нельзя переступать, если общество хочет сохраниться, и разговоры о толерантности здесь ни при чем. Ни в коем случае нельзя понимать свободу как вседозволенность, в противном случае в недалеком будущем нетрадиционными будут объявлены отношения мужчины и женщины, желающих жить в брачном союзе, рожать и воспитывать детей.
- В РТ большинство семей смешанные. Как решать вопрос веры?
- Православная Церковь уважает любой духовный выбор человека, если он сделан осознанно. В семьях, где супруги принадлежат к разным религиозным традициям, принцип уважения духовной идентичности второй половины должен составлять основу взаимных отношений. Кстати, думаю, что подобные семьи являются и залогом стабильности и гармонии межконфессиональных отношений в Татарстане.
- Ислам - трудный участок, как подмечено в одном популярном фильме. РПЦ в Татарстане – на переднем крае. Есть проблемы?
В исламе это несколько иначе, между мусульманскими духовными лидерами существует более сложная система субординационных отношений. Попросту говоря, если в том или ином регионе епископ договорился о чем-то с верховным муфтием, это не значит, что все остальные имамы обязательно поддержат это решение.
- А как насчёт поджогов и осквернения православных храмов?
- Осквернение любого храма – как православного, так и мусульманского, это всегда ЧП, акт вандализма, и в этом согласны как православные, так и мусульманские священнослужители. Хотел бы отметить, что когда около двух лет назад в Татарстане был совершен поджог двух православных церквей Центральное духовное управление мусульман России передало Казанской епархии миллион рублей на их восстановление.
- Каков среднестатистический студент Казанской духовной семинарии?
- Это православный юноша 23-24 лет, имеющий среднее, а иногда и высшее светское образование. Многие из наших студентов отслужили в армии. На очном отделении учатся более 50 человек, на заочном – порядка 150.
- С прошлого года стали принимать и девушек на регентско-катехизаторское отделение. Они учатся руководить церковным хором, изучают и богословские предметы, чтобы вести на приходах воскресные школы, проводить катехизические беседы.
На первый курс – он был пробным – было принято 9 девушек. А недавно состоялась и первая свадьба: выпускник семинарии и студентка регентского отделения решили пожениться! Считаем это также одним из важных итогов нашей работы. Ведь выпускник семинарии может принять приход лишь будучи женатым. И вторая половина должна разделять его убеждения, помогать в работе.