- На прошлой неделе в Казани был совершен террористический акт. Одну из жертв покушения Валиуллу Якупова я знал лично с начала 90-х годов. В студенческие годы он активно занимался общественной работой. Для меня не было удивительным, что постперестроечные годы он стал одним из активных членов ДУМ РТ. Мне импонировала его позиция по многим вопросам религиозной жизни в нашей республике. На мой взгляд, Валиулла хазрат был одним из тех религиозных интеллектуалов, которые формировали современное мусульманское общество Татарстана. Из печати я узнавал, что у него были на этой почве недоброжелатели. Последний раз я с ним общался в феврале этого года. Он попросил меня подготовить, для опубликования в мусульманской прессе, материалы, связанные с репрессиями в отношении мусульманского духовенства в годы советской власти. И вот теперь это печальное известие…
Трагичность ситуации усугубилась еще и тем, что, по версии следствия, в числе главного подозреваемого оказался также мой знакомый Рустэм Гатауллин. С ним я также знаком с 2002 года, когда начал работать в страховой компании, где он был генеральным директором. За несколько лет работы в компании мне пришлось общаться с ним в разной обстановке из чего я могу сделать следующие выводы. Рустэм Роевич Гатауллин человек незаурядный. Многое, что он предпринимал в бизнесе, начиналось им с нуля, например создание страховой компании и компании «Идель-Хадж». Новаторство и креативность - в числе его отличительных характеристик. Он много внимания уделял благотворительной деятельности. Это и учреждение стипендий для наиболее одаренных студентов экономических факультетов вузов и финансовая поддержка художественно одаренных детей, финансирование интернет-сайта Российского исламского университета и многое другое. В среде страховщиков он стал известен, как проводник идеи и повышения эффективности страхового бизнеса на основе коллективных проектов. За активную работу по руководству подкомитетом по страховой деятельности Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ « Большая Волга» он был награжден Почетной грамотой Торгово-промышленной палаты России.
Что касается религиозных убеждений, то он к ним пришел не сразу, но они глубоки и искренни без фанатизма. В этом его поддерживала его супруга Фарида Ибрагимовна. По моим наблюдения в таком же духе он воспитывал своих детей.
Скоропалительность заявления представителя следственного комитета господина Маркина о том, что задержан главный подозреваемый в покушении на муфтия Ильдуса Файзова и в убийстве Валиуллы Якупова - председатель совета директоров Рустэма Гатауллин, мне напомнила события 2007 года, когда в СМИ появилось сообщение о раскрытии предполагаемого теракта на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. Тогда российские СМИ взахлеб писали о том, что в Санкт-Петербурге двое татарских юношей планировали совершить убийство Матвиенко во время праздника Сабантуй. Эта информация, окрашенная негативной характеристикой татарских мусульман пережевывалась, в масс-медия. О том, что готовилось покушение, писалось достаточно много, а вот чем это закончилось, многие СМИ умолчали. 7 апреля 2008 года суд присяжных полностью оправдал молодых людей. Присяжными был сделан вывод, что не было и собственно преступления - то есть, никакой теракт на губернатора Петербурга не планировался. Верховный суд оправдательный приговор оставил в силе. Дело о покушении было сфабриковано на основе сообщения агента-провокатора. О нем быстро забыли. Но не забыли татарские юноши, для которых начались мытарства, связанные с восстановлением доброго имени. Публикации нанесли им не только моральный ущерб, но они лишились работы и стали своего рода изгоями. Они не могли открыть счет в сбербанке, не могли получить пособие по безработице и т.д.
Массовые задержания подозреваемых в совершении покушения на муфтия РТ Файзова и убийстве Валиуллы Якупова начались буквально на следующий день после этих событий. Создается такое ощущение, что следствие знало заранее, кто совершил преступление. Конечно, это не так. Просто о конфликтной ситуации в ДУМ РТ после того, как его возглавил И.Файзов, печати говорилось давно и много. Публиковалась даже информация об угрозах, высказывавшихся в адрес муфтия. Причин тут много. Это и разногласия чисто теологического характера, и вопросы кадровой политики и противостояние в вопросах бизнеса. Так что объектов для следствия предостаточно. Но хотелось бы заметить одно. Такие конфликты в среде татарских мусульман возникают не первый раз. Но они практически всегда разрешались мирным путем.