С религиозными экстремистами силовые структуры РТ церемониться не намерены, дал понять глава МВД Татарстана Асгат Сафаров на недавней коллегии ведомства. Чаша терпения переполнилась, когда в одном из частных домов в деревне Мемдель Высокогорского района обнаружили лабораторию по изготовлению взрывчатки. А затем, уже в Казани, обезвредили террориста Р.Юсупова, гражданина Узбекистана. Деревня – в 19 км от Казани. Столица Универсиады становится мишенью?
Мухи в котлетах
Духовную безопасность России и нетрадиционные религиозные движения обсуждали и на «круглом столе», организованном Российским институтом стратегических исследований. Такие движения скрещиваются с криминалом, с чиновниками разных уровней.
- А правоохранительные органы не любят связываться с мормонами, мунитами, иеговистами, сайентологами, ваххабитами и др. Сразу поднимают голос отечественные и зарубежные защитники свободы совести, - делится наблюдениями Роман Силантьев, зам. председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ.
И приводит примеры, когда чиновникам дают взятки в виде приглашений бесплатно посетить, допустим, США или ОАЭ, чтобы на месте увидеть преимущества той или иной «религии».
В Татарстане тоже есть тому примеры: сайентологи, например, «бескорыстно» обучили в своих «Хаббард- колледжах» немало чиновников и топ-менеджеров Закамья.
- Сейчас на рынках Казани ваххабиты обложили торговцев-немусульман налогом на неверных, а с мусульман – требуют «закят» на джихад, - говорит Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.
По его словам, в сводках МВД фигурируют уже не ОПГ, а ОПЭГ (организованные преступные экстремистские группировки).
Нетрадиционный для Татарстана ислам нынче многолик. Это представители и печально известного «Хизб-ут-Тахрир», и джамаата «Таблиг», и Булгарского джамаата, и «Братьев-мусульман»… Невзирая на отдельные разногласия, все они взаимодействуют, выступая единым фронтом. Суть одна: «только мы носители чистого ислама!»
Межконфессиональному согласию, наработанному в РТ веками, они говорят «нет!» Проповедуют повсюду, в том числе в частных домах, частных мечетях, культурных центрах. В Татарстане давно уже «булькает» питательная среда для экстремистов, отмечали на «круглом столе».
В республике по данным Р. Сулейманова, более 3-х тысяч человек являются либо ваххабитами, либо сочувствующими, помогающими морально и материально.
Ещё один факт: в ОАЭ сейчас обучаются 120 ребят из РТ. Они уехали без благословения Духовного управления мусульман. С какими взглядами вернутся на родину?
Что делать?
В Казани есть Российский исламский университет, много средних учебных заведений. Их выпускникам нужен приоритет при трудоустройстве, тогда не будет мотивации обучаться религии за границей. Нужно перевести на татарский и русский языки дореволюционные труды наших мусульманских деятелей. Из 46 трудов Ш. Марджани переведено всего 3, зато арабских учебников – масса. Необходима моральная и материальная поддержка закамским священнослужителям – ханафитам. Там очень сложная ситуация. Если дело пойдёт по пессимистическому сценарию, и власти не возвысят свой голос, в РТ не исключен местный вариант цветной арабской революции, говорят участники «круглого стола».
Официально
Президент РТ Рустам Минниханов:
- Никто ведь и думать не мог, что у нас может произойти такое. Это значит, что есть среда, где все эти люди себя проявляют, и с этими очагами надо бороться! Не дай бог, будут совершены какие-то преступления во время Универсиады, накануне Олимпиады в Сочи!
Министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров:
- В Татарстане выявлено уже 18 преступлений экстремистской и террористической направленности. На учете в МВД - более 10 тыс. участников и свыше 100 организованных преступных формирований. Салафистская (ваххабитская – прим.ред) идеология проникает в криминальные структуры. Салафизм представляет серьезную угрозу Татарстану. Их действия были пресечены в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске.
Асгат Сафаров дал поручение взять в разработку все бандитские группировки. Также под пристальным контролем будут граждане, прибывающие в Татарстан из республик Северного Кавказа и Средней Азии.