Одна из крупных компаний, много лет специализирующаяся на речных круизах, оценивает убытки в 7 млн руб. Тем не менее, министерство по делам молодежи и спорту РТ заверяет, что все работающие на этом рынке местные компании прошли все проверки и имеют «на руках» необходимые документы.
Веселая музыка у стены памяти
Чтобы убедить в этом общественность, для журналистов созвали пресс-конференцию. Разговор со СМИ участники туристического рынка решили провести на теплоходе «Ф.Жолио-Кюри». Провести экскурсию по кораблю, чтобы представители прессы окунулись в атмосферу речной романтики. Однако организаторы палку перегнули. Теплоход возвращался с двухнедельного круиза из Питера, и когда подходил к казанскому порту, на его борту включили громкую веселую музыку. А по бортам выстроилась молодежь, которая танцевала и радостно махала руками. Тут же недалеко от причала у стены памяти, усыпанной цветами и мягкими игрушками, утирая слезы, стояли люди. С озлоблением посмотрев на балаган, который разыгрался у причала, одна из женщин в черном платке промолвила: «Какой-то праздник на костях»… Выходившие с теплохода пассажиры старались как можно быстрее пройти мимо стены памяти.
- После трагедии были проанализированы и пересмотрены все разрешения на эксплуатацию судов, - уверяет зам. министра по делам молодежи и спорту Сергей Иванов. - Сейчас я могу сказать, что из тех теплоходов, которые находятся во фрахте или собственности татарстанских туристических компаний, все необходимые документы для навигации и перевозки пассажиров в полном порядке.
- Мы находимся под сильнейшим вниманием, - признается Сергей Мильграм, замдиректора ЗАО «бюро путешествий «Столица». - Нас проверяют чуть ли не в каждом городе, из-за чего происходят постоянные задержки рейса. Проверяющие залезают чуть ли не в каждую нору. Это естественно нервирует и команду, и самих пассажиров. Иногда доходит до абсурда, когда из-за незначительной ошибки в оформлении документов, теплоход продержали в порту лишние 12 часов.
Не все туроператоры нерадивые
Крупные казанские компании уже считают убытки миллионами рублей. И если учесть, что необходимо платить и за зимнее содержание теплохода, его аренду, эксплуатацию, а так же зарплату экипажу, то убытки набегают стремительно.
- Не все туроператоры нерадивые, - говорит руководитель туристической компании «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин. - Порядка 2-3 миллионов рублей мы вкладываем в теплоход «Ф.Жолио-Кюрои», этого требует технические условия эксплуатации. Для того, чтобы «войти в ноль», мне надо продать 218 путевок на рейс из 288 имеющихся мест. Несколько лет назад нашей задачей было хорошо реализовывать турпродукт и вовремя платить пароходству деньги за аренду. За эксплуатацией, ремонтом следило пароходство, за питанием – организация судовых ресторанов. Сегодня все функции возложены не на судовладельца, а на арендатора судна. Мое мнение - не должна турфирма следить за техническим состоянием теплохода.
Однако, резкий спад продаж на речные путешествия наблюдается только в Татарстане. В соседних регионах история с «Булгарией» серьезно не повлияла на рынок данных услуг.
- У татарстанских туристов панический шок, - расстраивается Сергей Мильграм. - Они боятся воды. Обвиняют нас в том, что мы посылаем их на смерть. Такого никогда не было. Это самый безопасный вид отдыха. Сравните аварии на авто, авиа транспорте, железной дороге, и на реке. Статистика врать не будет.
Бизнес, конечно, бизнес. И желание заработать никуда у турфирм не делось. Вот только жалеть их очень как-то не хочется.