Особую значимость событию придало присутствие Ольги Артеменко, эксперта Комитета Госдумы РФ по делам национальностей.
Кричать на площади легче, чем вносить конструктивные предложения
Расчет заместителя председателя Общества русской культуры Татарстана Михаила Щеглова на толерантность участников оправдался лишь частично. Упреков в адрес «русскоязычной среды» республики, которая, дескать, мешает распространению татарского языка, прозвучало предостаточно. Что и говорить, тема животрепещущая.
По сути обсуждали не равноправие двух государственных языков, а проблемы языка титульной нации. Хотя даже представитель ТОЦ Фагит Закиев призвал «не допускать противостояния». Лозунги, с которыми 16 апреля вышли к кремлю националы – « Чемодан-вокзал- Россия!»,- он не одобрил.
Александр Салагаев, председатель ОРК Татарстана, выразил сожаление, что из «Азатлыка», активисты которого и сформулировали данный лозунг, на обсуждение никто не пришел. «А было бы хорошо. Чтоб не на площади кричать, а здесь с конструктивными предложениями выступить», - заметил профессор.
Министерство образования РТ не желает идти на диалог
Обсуждение ставило цель посредством мозгового штурма «разрулить» ситуацию с протестными настроениями по поводу внедряемого минобрнауки РТ варианта изучения татарского языка, исходя из которого русский преподается как неродной даже русским детям.
Но, по словам организаторов обсуждения, министр Альберт Гильмутдинов на обсуждение не пришел. В недрах министерства скрывался он и во время митингов 16 апреля. «Г-н министр никого не хочет слышать. И это, пожалуй, главная проблема», - говорили участники обсуждения в кулуарах, подшучивая, что сложилась ситуация, когда «верхи – не могут, а низы – не хотят».
Нет хороших учебников и преподавателей татарского языка
«На моей памяти это первая такая встреча», - сказал Раис Тухватуллин, член Общественной палаты РТ. Вскоре здесь ожидаются слушания о двуязычии. ОРК РТ и Казани стремятся выработать общее с оппонентами мнение.
Идеи и пожелания, высказанные в ходе «круглого стола», свелись к следующему:
1. Преподавание и качество учебников татарского языка находятся на отвратительном уровне, несмотря на огромные средства, отведенные за 20 лет на данные цели. А учебников по татарской литературе, можно сказать, нет. Поэтому «пустые уроки» татарского и литературы надо отдать русскому и литературе.
2. Не проводится мониторинг востребованности татарского языка в РТ.
3. Необходимо увеличить число школ с русскоязычным компонентом, разграничить объемы преподавания языков в русских и татарских учреждениях образования.
По этому поводу Александр Салагаев сказал: « Если бы в татарских школах увеличили часы родного языка, а в русских – русского, то была бы польза. Два часа в неделю на татарский – русским достаточно. Так училась моя мама. И владела татарским свободно на бытовом уровне».
Учить насильно или по любви?
Но делить одни и те же классы по национальному признаку участники обсуждения не посоветовали. По мнению известного казанского ученого Дамира Исхакова, это признаки сегрегации. То же относится и к «урокам религии». Имам-хатыб Салих хазрет, кстати, участник ВОВ, награжденный боевыми орденами, мудро предостерег: «Детей по религиозному признаку делить нельзя!». Если уж обучать основам, то вкупе со светскими предметами.
А изучение татарского языка, отмечалось на «круглом столе», должно быть добровольным, «по любви», а не насильственно.
«Нет! - альтернативно настаивала представительница ассоциации «Магариф» г-жа Залялова. - Обучать нужно всех!».
Она, сочувствуя выпускникам национальных школ, отвесила пощечину языку Пушкина, Толстого и Достоевского, признавшись, что, окончив татарскую сельскую школу, 10 лет изучала русский язык, не понимая его, поскольку «много лишних слов, понятий и деепричастий». И посоветовала современному русскому языку освобождаться от «иностранщины», т.е. от засилья английского.
Но, увы, Интернет, предстоящие Универсиада и чемпионат мира по футболу 2018 г. даже президента РТ вынудили учить английский как язык международного общения.
Через 2-3 года городские татары могут отказаться от изучения родного языка
Общественный деятель Римзиль Валеев посетовал, что его внуки не желают учить татарский. А ведь это, назидательно заметил он, препятствует общению граждан с республиканскими властными структурами и госаппаратом. На вопрос, почему же г-н Валеев учил отца своих внуков в школе с англоязычным компонентом, внятного ответа не прозвучало.
То, что носители национального языка сами ограждают своих детей от овладения им, послужило поводом для реплики Раиса Сулейманова, недавно назначенного на пост директора Казанского филиала Российского института стратегических исследований, одного из подразделений Аналитического управления Президента РФ: «Через 2-3 поколения городские татары откажутся от изучения татарского».
Более миллиона татар за пределами республики не говорят на татарском
Г-н Сулейманов внес предложение: средства, которые направляются в РТ на обучение татарскому языку всех поголовно, надо направлять в регионы, где сосредоточены татары, чтобы они учили родной язык.
По его (не только его) мнению, минувшие 20 лет показали, что выделяемые республикой средства на обучение второму государственному языку, расходуются впустую, а знание русского – становится все хуже. К примеру, на филологический факультет ПФУ, отмечали участники обсуждения, легко поступают ребята из других регионов страны, где русский преподается в полном объеме, а у выпускников школ РТ с русским проблемы.
Дамир Исхаков с горечью отметил, что более миллиона татар за пределами РТ уже не говорят по-татарски. И, ранее высказавшись за добровольное обучение, акцентировал в пылу дискуссии мысль: « Если русские хотят обустроиться в РТ, они должны учить татарский». Однако на митинги протеста выходят, в основном, те, кто «обустроился» в Татарстане давным-давно, в том числе и татары.
Минобрнауки РТ много на себя берет: у родителей должен быть выбор
Большинство участников обсуждения признали право родителей детей разных национальностей на выбор того варианта изучения языков, который их устраивает. Ольга Артеменко удивилась, что в РТ родителям не предоставлен выбор, гарантированный Конституцией страны, а минобрнауки взяло на себя слишком много. Она дала понять, что все вопросы насчет волюнтаристских решений - к Альберту Гильмутдинову. Но он, как отмечалось на «круглом столе» для контактов недоступен.
Общества русской культуры Казани и РТ, не получившие ответа от министра на свои многочисленные обращения, учитывая общественный резонанс, итоги дискуссии направят в Общественную палату и Госсовет РТ, инициируя назревшее обсуждение проблем двуязычия.