Более 150 подписей уже собрано под обращением, которое родители казанских школьников направили министру образования и науки России Андрею Фурсенко. Они обеспокоены тем, что их детей лишили гарантированного законом права выбора языка обучения.
Национальная школа
Дело в том, что минобрнауки РТ избрало тот вариант базисного учебного плана, который разработан в РФ для школ, где обучение ведется на родном (нерусском) языке и касается в т.ч. и тех субъектов Федерации, в которых законодательно установлено двуязычие. Получается, родным языком для всех без исключения жителей Татарстана является татарский, а русский язык изучается как неродной.
- Старшему сыну предстоит сдавать ЕГЭ по русскому. Это серьезнейшее испытание. Но на русский отвели 2 часа в неделю. Если б мы хотели, чтобы сын учился на татарском, то отдали бы его в национальную школу, - говорит одна из инициаторов обращения к Фурсенко Алсу Фатхиева.
Чтобы получить высшее образование, ее сын должен отлично владеть русским языком. Татарский останется для него родным, но надо смотреть правде в глаза: за пределами РТ он не востребован. В семье подрастает будущий школьник, ждут и третьего ребенка, поэтому родители обеспокоены втройне, ведь образовательные стандарты рассчитаны до 2020 года.
Однако в Минобрнауки РТ уверены, что опасения родителей безосновательны.
- Никакого перекоса в сторону татарского языка в ущерб русскому в школах Татарстана нет! – прокомментировал ситуацию министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. - В образовательных стандартах четко прописано, что эти предметы, а также предметы русская и родная литература рассматриваются наравне.
А как же ЕГЭ?
У родителей, возмущенных языковой политикой республиканского министерства, разные национальности. Мамы и папы рассказывают, что в некоторых школах из-за нехватки учебных часов первоклассники вынуждены оставаться после уроков, в коридорах или столовых «сверх расписания». Ну а качество преподавания татарского языка – ниже некуда. По словам А. Фатхиевой, учебника по татарской литературе за 9 лет она так и не увидела.
- На уроках татарского языка мы слушали рассказы учительницы о ее жизни. А когда я сдавал в 2010 г. ЕГЭ по русскому, учителя нам помогали, но и то многие пересдавали несколько раз, - рассказывает Сергей Барсуков, ныне учащийся техникума.
Ситуацию прокомментировал Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Казани:
- С инициативой вернуть татарстанцам право выбирать язык обучения мы выступали уже не раз. Отправленное нами в прошлом году обращение к президенту РФ Д.А. Медведеву более чем с 2000 подписей никакого решения не принесло. Бороться за свои права до сих пор вынуждены сами родители, для которых самое реальное - подать заявление директору школы о том, что их ребенок будет изучать татарский язык в объёме не более 2 часов в неделю - это теоретически возможный минимум на полностью законном основании. Однако попытки добиться этого, как правило, приводят к конфликтам.
Сейчас в адрес инициативной группы родителей звучат угрозы, но число подписей под обращением растет. «АиФ-Казань» будет следить за развитием событий.