«Исчо» русского!
В регионах России в начальной школе русский изучают 5 часов в неделю, литературное чтение – 4, то в РТ – 3 и 2 часа соответственно. После прошлогодних митингов было предпринято несколько попыток найти компромиссный вариант. Предлагалось внести изменения в Закон о языках: татарский и русский, как госязыки, изучать одинаково, по 2 часа в неделю. А ещё 3 часа - на углублённое изучение родного языка. От властей не прозвучало ни «да», ни «нет».
Последствия «урезанных» часов, по мнению Александра САЛАГАЕВА, председателя Общества русской культуры в РТ, печальны: «Я 35 лет преподаю в вузе, - говорит он. – И вижу, как падает грамотность студентов». А хорошие результаты на ЕГЭ и олимпиадах, по его мнению, показывают ученики, с которыми занимаются дополнительно.
На встрече с премьер-министром РТ И. Халиковым общественники достигли было договорённости увеличить сеть русских гимназий, где уроков русского языка было бы больше, чем в обычных школах. За год открылось лишь одно такое заведение - в Кукморе, хотя планировалось основать гимназии в Бугульме, Елабуге и др. городах.
И всё-таки проблему можно решить, убеждена мама ученика лицея-интерната №2 М. Кушанашвили. «В 10-11 классах нашей школы преподаётся 70 часов русского языка и 70 часов татарского, 210 часов – русской литературы и 140 – татарской. Соотношение предметов выбрали родители, внесли ещё дополнительно 70 часов современной русской литературы». Ведь по закону каждая школа может лавировать между федеральным и республиканским стандартом. Но реальность такова, что далеко не все из них решаются пойти против установленных правил – политика дело тонкое. Кстати, самого главы минобрнауки РТ Айрата Гильмутдинова или его представителя, который мог бы прояснить данный вопрос и которого приглашали к диалогу, на конференции не было.
Как учить?
На той же встрече у премьер-министра И. Халикова было принято решение об изучении русскоязычными школьниками произведений татарских авторов на русском языке. Причина: дети изучают татарские книги только посредством чтения, без понимания, из-за чего они оказываются отрезанными от богатства татарской литературы. Осталось издать хрестоматию по лучшим татарским произведениям на русском языке. Хорошая, в общем-то, идея, видимо, так и останется нереализованной.
Кстати, А. Салагаев привел данные исследований РИСИ: за последние 20 лет уровень знания татарского языка среди татарского населения вырос на 17 %. Но русскоговорящие татарстанцы как не знали, так и не знают – потому, что методика преподавания этого предмета находится пока в зачаточном состоянии.
– Преподаванию татарского языка всего 20 лет, а традиция изучения русского языка складывалась веками! – говорит заведующая отделением русской филологии КФУ Резеда МУХАМЕТШИНА. - В основу изучения татарского языка надо взять методику преподавания иностранного: с помощью игрушек, коммуникаций, картинок. Нужно, чтобы в РТ татарский язык в русских классах преподавали русскоязычные учителя, изучавшие этот предмет в вузе. И тогда русскоязычные дети заговорили бы!