Почти анонимно
Система «Народный контроль» позволяет напрямую задать вопрос в министерства и ведомства. Это часто помогает устранить начальные проявления коррупции, не доводя дела до правоохранительных органов. Вот почему в августе Совет при президенте РТ по противодействию коррупции решил создать в системе отдельный раздел специально для сообщений о взятках и поборах.
- Проект уже утверждают в правительстве Татарстана, - уточнила Сария Сабурская, Уполномоченный по правам человека в РТ. - Сначала мы планировали создать отдельную категорию для жалоб на коррупцию. Но затем включили её в каждую из уже имеющихся категорий. Их 28, например, социальная сфера, связь, бизнес, экология, дороги, автомобили, благоустройство, ЖКХ, сельское хозяйство, незаконные азартные игры и другие.
Сообщения о коррупции увидят все. Каждый может обсудить проблему.
- Многие переживали, что обращений не будет, так как заявителю нужно представиться, - рассказывает Сария Харисовна. - Но система «Народный контроль» не раскрывает информацию о пользователях. Пожаловаться на коррупцию можно, зарегистрировавшись через call-центр. При этом в самой системе данные о заявителе не появятся. Не раскроют их и во время проверки по жалобе. Имя и адрес останутся только в call-центре.
Актуальная тема
Несмотря на то что до сих пор отдельной категории для сообщений о коррупции не было, пользователи регулярно жаловались в систему на такие факты. К примеру, в октябре 2013 г. родители сообщили, что в детсаду №351 Казани требуют сдать деньги на покупку мебели. Управление образования города проверило информацию с выездом на место. После проверки родительский комитет вернул деньги родителям. Казалось бы, заявку решили, но через некоторое время о поборах в этом дошкольном учреждении заявил уже другой пользователь. Так что обращение направили в минобрнауки РТ и прокуратуру. Заведующей детсадом сделали дисциплинарное взыскание.
Как отметила Сария Сабурская, похожие уведомления о поборах поступали от родителей, чьи дети ходят в детские сады №141, 320, 352 Казани, №38 Челнов и других. Так, в челнинском детсаду №38 родителям давали целый список того, что нужно приобрести - от альбомов для рисования до туалетной бумаги. Все факты, указанные в сообщениях, также тщательно проверили и приняли меры. А вот в детсаду №62 Казани с родителей собрали деньги на ремонт системы отопления. Мамы и папы добровольно решили помочь учреждению, чтобы их дети не мёрзли. Однако заведующая детсадом потратила средства по своему усмотрению, за что на неё завели дело.
Благодаря открытости площадки «Народный контроль» к сообщениям ответственно относятся и пользователи, и ведомства, ответственные за проведение проверок. Каждый отправивший заявку в режиме онлайн, видит, как идёт работа по ней. Так что немотивированных отказов или проволочек в рассмотрении заявок с каждым днём становится всё меньше.