В понедельник с последним словом выступили лишь четверо из пятерых подсудимых. Услышать субарендатора дизель-электрохода Светлану Инякину, которую потерпевшие называют «фигурантом № 1», не удалось. Судья без объяснения причин объявил перерыв до середины июня.
На 140-м по счету заседании в зале суда снова было многолюдно. К потерпевшим, которые посещают процесс постоянно, присоединились те, кто специально пришёл ради последнего слова подсудимых. Услышать от фигурантов признание вины никто не рассчитывал, но все их доводы в собственную защиту люди встречали неодобрительными комментариями. Особенно родные погибших негодовали, когда подсудимые полностью отрицали ответственность за трагедию и просили их оправдать.
Без вины?
- Причиной затопления «Булгарии» стала не бумажка формата А4 под названием «Акт предлицензионной проверки», а непрофессиональные действия экипажа и открытые иллюминаторы, - подчеркнул подсудимый. – Кто их не закрыл, до сих пор неизвестно. Вот над чем надо было работать следствию.
Отстаивая невиновность, он отметил, что предотвратить крушение судна могли сразу несколько структур: транспортная прокуратура, Роспотребнадзор, турагентство, и даже линейный отдел полиции в порту. Сказался, по мнению подсудимого, и другой фактор. В 2010 году были отменены «Особенности движения и стоянки судов по внутренним водным путям», что лишило Тимергазеева и его коллег возможности осматривать теплоходы.
- После крушения «Булгарии» эти написанные кровью правила вернули, - сообщил он. – Транспортная прокуратура могла восстановить их раньше, но не сделала этого.
Коллега Тимергазеева – Владислав Семёнов начал выступление с сомнений, стоит ли ещё раз приносить потерпевшим соболезнования, чем вызвал неодобрительный шёпот в зале.
- Я, как лицо подчиненное, не получал указаний о проверке деятельности «Агроречтур» с целью выявления нарушений и не мог принять какие-либо меры, - сообщил он суду. – Кто-то должен нести ответственность за 122 жизни. Но я не посыпаю голову пеплом, так как вины не чувствую. Не обладая знаниями в сфере внутреннего водного транспорта, можно сказать всё, что угодно. У нас принято принимать доказательства авторитетов. А авторитеты вот сидят (подсудимый указал на представителей гособвинения – прим. ред.) - Любое их высказывание принято за основу. Я, конечно, приму то, что мне предназначено. Но правду это не раскроет.
На перерыв
- «Булгария» была технически пригодна к плаванию и экипирована средствами спасения, - заявил Ивашов. - К аварии и гибели людей я не причастен.
Больше всего потерпевшие ждали выступления Светланы Инякиной, однако его они смогут услышать лишь через месяц. Судья Сергей Якунин неожиданно объявил перерыв до середины июня. Для многих родственников погибших это стало последней каплей.
- Топить их нужно! – раздались реплики из зала. - Пусть почувствуют, какую смерть приняли наши дети! 122 человека погибло, а никто не виноват!
- Для нас перерыв - полная неожиданность, - поделился Геннадий Игнарин, потерявший на «Булгарии» 35-летнего сына. - Могу только предположить, что Инякина не готова. Мы хотели узнать, раскаиваются ли подсудимые. Покаяние означает, что человек переживает, понимает, к чему привели его действия. Но эти люди так и не сделали должных выводов.
- Если суд принял решение о перерыве, значит, были объективные причины, - прокомментировал ситуацию Евгений Дикарев, гособвинитель. – Что касается слов Ирека Тимергазеева о действиях транспортной прокуратуры – это право подсудимого на защиту, он может говорить, что считает нужным. Но не думаю, что нам есть, в чём себя упрекнуть, нарушений допущено не было.
Как только Инякина выступит с последним словом, суд удалится в совещательную комнату. После этого будет вынесен приговор.
«АиФ-Казань» будет следить за процессом.