Новую экспертизу проводили судоводители и судостроители Госуниверситеа морского и речного флота им. адмирала Макарова в Санкт-Петербурге. Их задачей было установить, почему дизель-электроход оказался на 18-метровой глубине.
…В зале суда аншлаг. Кто-то, как Геннадий Игнарин, потерявший взрослого сына, ходят постоянно. Другие специально приехали послушать результаты экспертизы.
- Приходишь в ужас от количества нарушений! – говорит Татьяна Пешеходько. Она была на «Булгарии» с двумя сестрами. Одна погибла. – С последствиями трагедии живем до сих пор. Нет близкого человека. У сестры травма руки, я повредила колени. Предстоит вторая операция.
Судья Сергей Якунин зачитывает выводы питерских экспертов. Не раз звучат слова «неправомерно» и «не обеспечили». Потерпевшие кивают: мол, что и следовало доказать.
Посторонние?
Главный вывод экспертов удручающе прост: «Булгария» в её техническом состоянии не должна была принимать на борт пассажиров. Причиной трагедии стала совокупность факторов от негодности судна до несоблюдения обязанностей экипажем, субарендатором и должностными лицами. Выделить решающий фактор, приведший к катастрофе, невозможно.
До трагедии «Булгария» совершила семь рейсов, в трёх ломалось оборудование, что аннулировало разрешение на эксплуатацию. К восьмому рейсу в Болгар не работал один из двигателей, осушительная система, были проблемы с радиосвязью.
На судне не хватало семи членов экипажа. У многих не было ни дипломов, ни свидетельств, что делало их «посторонними лицами». Зато количество пассажиров зашкаливало. Вместо 156 человек в момент крушения на судне находился 201. К слову, спасательных жилетов приготовили 165 (12 детских на 37 несовершеннолетних).
Не боролись
Питерские эксперты восстановили хронологию крушения.
Когда «Булгария» входила в левый поворот в шторм, крен на правый борт увеличился. Вода хлынула в открытые иллюминаторы, попала в правый вспомогательный двигатель, и тот вышел из строя. «Булгария» оказалась обесточена. Последний работающий двигатель отключил один из членов экипажа, и судно полностью потеряло управляемость.
По мнению экспертов, экипаж не боролся за «живучесть» судна. Без двигателей и осушительной системы, возможности были ограничены. А из-за неработающего радиооборудования не была объявлена тревога.
- Экспертиза сформулирована грамотно, много ссылок на нормативно-правовые акты, - поделился впечатлениями потерпевший Геннадий Игнарин. – Участвуют профессионалы: и, судоводители, и судостроитель, что очень важно. Ранее в суде даже звучало мнение, что крен «Булгарии» был заложен при постройке! В целом, экспертиза нас устраивает, она подтверждает многие наши догадки.
После допроса председателя комиссии, будет решаться вопрос о дате прений. Проходить они будут в ДК «Юность», чтобы вместить всех желающих.